Экология
Учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе
базового образования (10-11 класс). Содержание и структура этого курса
построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология
- практическая экология,
или охрана природы.
Главными составными частями
экологических знаний являются
знания фундаментальной экологии,
изучающей всю живую природу в целом и социальной
экологии, изучающей взаимосвязи человеческого общества с природой. Главное
назначение курса «Экология: помочь понять, как много подсказывает сама природа
для грамотного хозяйствования на
Земле, и задуматься над взаимоотношениями природы и общества.
Программой предусмотрено овладение учащимися
научными основами экологии на первом этапе обучения – 10 класс (34 ч), изучение
взаимосвязей природных и социальных явлений
– 11 класс: (18 ч) и экологических основ охраны природы
(16 ч).
В курсе рассматривается сущность экологических процессов,
поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы
и человеческого общества,
обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования
и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание
учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы,
путях их успешного
разрешения и преодоления.
В разделе «Общая экология» рассматриваются
закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой,
специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на
популяционном и биоценотическом уровнях.
В разделе «Социальная экология» рассматривается
взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их
сосуществования и оптимального
развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что
человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным
законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране
природных ресурсов и окружающей природной
среды.
Обучение школьников экологии
опирается на полученные ими ранее знания по биологии,
химии, географии, физике,
обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения
экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий,
обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления
и подготовку учеников
к практической деятельности.