Одаренные дети

07.12.2020

Опросники для выявления степени одарённости у ребёнка.

Опросник для выявления

одаренных учащихся

Предлагаемый опросник разработан Е.Н. Задориной на основе многофакторной модели одаренности (K. Heller, W. Sierwald, C. Perleth). Опросник включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности.

Учителям предлагается, опираясь на перечни основных параметров различ­ных сфер одаренности, выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их. При этом

необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей данной возрастной группы определенного типа школы.

При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется:

- обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились;

- не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое;

- обращать внимание на то, что у учащегося могут проявлятся способности в различных сферах деятельности.

Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.

 

Основные параметры интеллектуальных способностей:

·         способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям); математические способности;

·         способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);

·         языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);

·         учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);

·         технические и конструкторские способности;

·         знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.

 

Основные параметры творческих способностей:

·         любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;

·         находчивость, фантазия, воображение;

·         альтернативное мышление;

·         творческое мышление, изобретательность, выдумка;

·         гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;

·         оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;

·         самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении;

·         самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами;

·         широта и глубина интересов;

·         устойчивость увлечений и интересов.

 

Основные параметры социальной одаренности:

·         способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;

·         способность к самоутверждению, уверенность в себе;

·         проявление инициативы в социальных ситуациях;Хочу такой сайт

·         чуткость, способность к сопереживанию;

·         способность сотрудничать и разрешать конфликты;

·         способность руководить и принимать на себя ответственность;

·         общительность, популярность в классе.

 

Основные параметры музыкальных способностей:

·         чувство ритма и такта;

·         музыкальная память;

·         способность различать высоту тона;

·         акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания различных инструментов;

·         способность распознавать гармонию;

·         способность сочинять мелодию;

·         способность повторить голосом заданную мелодию;

·         радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;

·         особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.

 

Основные параметры психомоторных способностей:

·         ловкость пальцев;

·         ловкость рук;

·         ловкость тела;

·         точность движений и быстрота;

·         выносливость при физическом напряжении;

·         интерес к точной механике и практическим заданиям;

·         практические наклонности;

·         способности к черчению.

     

Опросник для выявления

одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

 
  1. Интеллектуальная сфера
  2. Высокая познавательная активность, мобильность.
  3. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  4. Устойчивость внимания.
  5. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  6. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  7. Богатство активного словарного запаса.
  8. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.
  9. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  10. Развитость творческого мышления и воображения.
  11. Владение основными компонентами умения учиться.
  12. Способность контролировать собственную творческую

деятельность, повышенный темп умственного развития.

  1. Возможность предвосхищения результата деятельности.
 
  1. Сфера академических достижений
  2. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  3. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  4. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  5. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  6. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
  7. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
  8. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  9. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  10. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  11. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  12. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  13. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
 

III. Творческая сфера

  1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть не таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.
 
  1. Литературная сфера
  2. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  3. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  7. Любит писать рассказы или статьи.
  8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
 
  1. Артистическая сфера
  2. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  3. Интересуется актерской игрой.
  4. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  5. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  6. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  7. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.
  8. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  9. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
 
  1. Музыкальная сфера
  2. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  3. Хорошо поет.
  4. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  5. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  6. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  7. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  8. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  9. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
 

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
 

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).
 
  1. Сфера художественных достижений
  2. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  3. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  4. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  5. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  6. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
  7. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  8. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
  9. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  10. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  11. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.
 
  1. Социальная сфера
  2. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  3. Всегда выполняет свои обещания, ответствен.
  4. Отличается высокой общительностью с окружающими.
  5. Стремится к доминированию среди сверстников.
  6. Сверстники обращаются за советом.
 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».