РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «БИОЛОГИЯ» Класс: 5 Уровень образования – основное общее образование Уровень изучения предмета – базовый уровень Количество часов по учебному предмету:1 ч./неделю, всего – 35 ч/год Рабочую программу составил(ли): Пояснительная записка Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования Универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов. Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл.Концентрический курс)» и реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина, Дрофа, 2012.Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. 5 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012 г. Изучение курса «Биология» в 5 классе направлена на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека. Основными задачами реализации курса являются Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира Формирование модели безопасносного поведения в условиях повседневной жизни. Тип программы:концентрическая, базового уровня. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принци пах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообраз ии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. Рабочая программа включает 4 раздела: 1. 2. 3. 4. Живой организм: строение и изучение Многообразие живых организмов Среда обитания живых организмов Человек на Земле Программа курса обеспечивает целостное изучение курса за счет реализации трех следующих принципов: 1)предметных 2)метапредметных 3)личностных Результаты обучения приведены в графах: предметные результаты уровень владения целостной компетентностью и Универсальные учебные действия, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для приобретения практич еских навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н. И. Биология 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Биология, с тестовыми заданиямиЕГЭ Вертикаль, 2012 г. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выпо лняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Для осуществления контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены т естирования к каждому разделу. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне ц елей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий. Общая характеристика учебного предмета. Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенно стях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальными целями биологического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы. приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе. развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе. овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными. формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы. Нормативно-правовая база Рабочая программа «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе документов: Нормативные федеральные документы: 1.Закон об образовании Российской Федерации ст.28. от 10 июля 1992г. №3266-1, ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ); 2.Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии /Биология в школе,5, 2012, с29 -37. 3.Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования. Биология 5-9 класс. Концентрический курс. Дрофа, 2012 г 4.Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора/Биология в школе 4,2012, с 26-30. 5.Федеральный государственный стандарт основного общего образования «О введении федеральных государственных образовательных стандартов» от 06 октября 2009 года № 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от17 декабря 2010 г № 1897 6.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения). Локальные акты образовательного учреждения: 1.Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения; 2.Положение о рабочей программе учебного курса; 3.Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программыучебного курса. Планируемые результаты освоения курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс. Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: Основные признаки живой природы; Устройство светового микроскопа; Основные органоиды клетки; Основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки; Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы; Учащиеся должны уметь: Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; Характеризовать методы биологических исследований; Работать с лупой и световым микроскопом; Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; Объяснять роль органических и неорганических веществ в клетке; Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; Ставить учебную задачу под руководством учителя; Систематизировать и обобщать разные виды информации; Составлять план выполнения учебной задачи. Раздел 2.Многообразие живых организмов. Предметные результаты. Учащиеся должны знать: Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; Основные признаки представителей царств живой природы; Учащиеся должны уметь; Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; Различать изученные объекты в природе, на таблицах; Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные результаты. Учащиеся должны уметь; Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; Самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Раздел 3. Среды обитания живых организмов. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать; Основные среды обитания живых организмов; Природные зоны нашей планеты, их обитателей; Учащиеся должны уметь: Сравнивать различные среды обитания; Характеризовать условия жизни в различных средах обитания; Сравнивать условия обитания в различных природных зонах; Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям; Приводить примеры обитателей морей и океанов; Наблюдать за живыми организмами. Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: Находить и использовать причинно-следственные связи; Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Раздел 4.Человек на Земле. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: Предков человека, их характерные черты, образ жизни; Основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; Простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др; Учащиеся должны уметь: Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; Объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; Соблюдать правила поведения в природе; Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: Работать в соответствии с поставленной задачей; Составлять простой и сложный план текста; Участвовать в совместной деятельности; Работать с текстом параграфа и его компонентами; Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные результаты обучения. Формирование ответственного отношения к обучению; Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению: Формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов; Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; Формирование основ экологической культуры. Результаты учебного предмета изучения. Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам. Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в достижении метопредметных результатов, таких как: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разумные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты. находить и использовать причинно-следственные связи; строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста; участвовать в совместной деятельности; работать с текстом параграфа и его компонентами; узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты: Учащиеся должны знать: основные признаки живой природы; устройство светового микроскопа; основные органоиды клетки; основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки; ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать методы биологических исследований; работать с лупой и световым микроскопом; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Учащиеся должны знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь: определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Учащиеся должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. Учащиеся должны знать: предков человека, их характерные черты, образ жизни; основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс (35 часов, 1час в неделю). Тема 1. «Живой организм: строение и изучение» (8часов) Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы.Живые клетки.Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский. Лабораторные работы. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Изучение химического состава семян Описание и сравнение признаков различных веществ. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский. Демонстрации: Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов. Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых-естествоиспытателей. Плакат: Науки о природе. Тема 2. «Многообразие живых организмов» (14часов) Как развивалась жизнь на земле.Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.Водоросли. Мхи. Папоротники. Г олосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека Демонстрации: Гербарии растений, муляжи грибов. Компьютер Микроскоп, лупы Плакаты Тема3. «Среда обитания живых организмов» (5 часов). Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах Демонстрации: Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.). Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья . Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта) Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии. Темы 4. « Человек на Земле» (6часов) Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни. Демонстрации Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Практическая работа Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Резервное время(2часа) Резервное время используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий. Тематический план по биологии 5 класс № Наименование темы, раздела Кол-во часов Дата По плану Контроль Модуль воспитательной программы Фактически Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов 1 (1) Что такое живой организм? 1 час 2 (2) Наука о живой природе 1 час 3 (3) Методы изучения природы Лабораторная работа №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований Увеличительные приборыЛабораторная работа №2 Знакомство с оборудованием для научногомикроскопирования. Живые клетки Практическая работа №1 «Изучение клетки кожицы чешуи лука» 1 час Химический состав клеткиЛабораторнаяработа №3 «Изучение химического состава семян» Вещества и явления в окружающем мире. 4 (4) 5 (5) 6 (6) 7 (7) 1 неделя сентября 2 неделя сентября 3 неделя сентября 1 час 4 неделя сентября 1 час 1 неделя октября 1 час 2 неделя октября 1 час 3 неделя октября Фронтальный опрос Фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос День знаний. День солидарности в борьбе с терроризмом 8 (8) Великие естествоиспытатели Лабораторная работа №4 «Великие естествоиспытателиК.Линней, Ч.Дарвин, В.В. Вернадский» 1 час 4 неделя октября Тест, фронтальный опрос Тема 2. Многообразие живых организмов – 14 часов 9 (1) Как развивалась жизнь на Земле 1 час 1 неделя ноября 10(2) Разнообразие живого 1 час 2 неделя ноября 11(3) Бактерии 1 час 3 неделя ноября 12(4) Грибы 1 час 4 неделя ноября 13(5) Водоросли 1 час 1 неделя декабря 14(6) Мхи 1 час 2 неделя декабря 15(7) Папоротники 1 час 3 неделя декабря 16(8) Голосеменные 1 час 4 неделя декабря Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Международный день толерантности. День матери в России Международный день инвалидов. 17(9) Покрытосемянные 1 час 2 неделя января 18(10) Значение растений в природе и в жизни человека 1 час 3 неделя января 19(11) Простейшие 1 час 4 неделя января 20(12) Беспозвоночные животные 1 час 1 неделя февраля 21(13) Позвоночные 1 час 2 неделя февраля 22(14) Значение животных в природе и в жизни человека 1 час 3 неделя февраля Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос День птиц. День российской науки. Тема 3.Среда обитания живых организмов – 5часов 23 (1) Три среды обитания 1 час 4 неделя февраля 24 (2) Жизнь на разных материках 1 час 1 неделя марта 25 (3) Природные зоны Земли 1 час 2 неделя марта 26(4) Жизнь в морях и океанах 1 час 2\3 неделя марта Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос День защитника Отечества. Международный женский день. 27 ( 5) Обобщение по теме « Среды обитания живых организмов» 1 час 1 неделя апреля Итоговый тест Тема 4. Человек на Земле. - 6 часов 28 (1) Как появился человек на Земле 1 час 2 неделя апреля 29(2) Как человек изменил Землю 1 час 3 неделя апреля 30 (3) Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии 1 час 4 неделя апреля 31(4) Не станет ли Земля пустыней? 1 час 4 неделя апреля 32 (5) Обобщающий урок по теме «Человек на земле» Здоровье человека и безопасность жизни Практическая работа 2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». Экскурсия.«Весенние явления в природе Иволгинского района». Итоговый контроль по курсу биологии в 5 классе. Обсуждение заданий на лето 1 час 1 неделя мая 2 неделя мая 33 34 35 1 час 1 час 1 час 3 неделя мая 4 неделя мая Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Тест, фронтальный опрос Итоговый тест Практическая работа Экскурсия Итоговый тест Международный день семьи. № урока Наименование темы Календарно - тематическое планирование по курсу. Тип урока КолПланируемые Домашнее задание во результаты часов Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов 1 (1) Что такое живой организм? Вводный Изучение нового материала 1 2 (2) Наука о живой природе Комбинированный 1 3 (3) Методы изучения природы Лабораторная работа №1«Знакомство с оборудованием для научных исследований». Комбинированный 1 Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; Записи в тетради, рассмотреть весь учебник, с. 3-11, вопросы. РТ.с. 6-7. Сообщение «Существуют ли различия между растениями и животными?» Стр. 12-16, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы. РТ с 8-9. с. 17-22, вопросы. РТ с 10-14. Пронаблюдать, поставить свой опыт и 4 (4) Увеличительные приборы Комбинированный Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научногомикроскопирования». 1 5 (5) Живые клетки Практическая работа №1 «Изучение клетки кожицы чешуи лука» Практическая рабтоа 1 6(6) Химический состав клетки Практическая работа 1 -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: провести измерения. свои с. 23-26, вопросы. РТ с 14-16. Составить проблемные вопросы по теме. С. 27-32 вопросы. РТ с 16-20. Изготовите клетку из подручного материала, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. с. 33-38, вопросы. РТ с 20-21. Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян» 7 (7) Вещества и явления в окружающем мире. Комбинированный 8 (8) Великие естествоиспытатели Комбинированный Лабораторная работа №4 «Великие естествоиспытателиК.Линней, Ч.Дарвин, В.В. Вернадский». 1 -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Тема 2. Многообразие живых организмов – 14 часов Подумайте как еще можно определить нахождение белков, жиров, углеводов в нашей пище? с. 39-46, вопросы. РТ с 22-24. С.47-49вопросы. РТ с 24-25. Защита реферата Ч.Дарвине о 1 (9) Как развивалась жизнь на Земле Изучение нового материала 1 2 (10) Разнообразие живого Комбинированный 1 3 (11) Бактерии Комбинированный 1 Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителе Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;м; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать с. 52-56, вопросы. РТ с 28-31 с. 57-59, вопросы. РТ с 31-33. Составить вопросы по теме, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания с. 60-63, вопросы. РТ с 33-36 Изготовить «бактерию», приготовить сообщение на3-5мин . 4 (12) Грибы Комбинированный 1 5(13) Водоросли Комбинированный 1 6 (14) Мхи Комбинированный 1 7 (15) Папоротники Комбинированный 1 учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества учителем С. 64-67вопросы. Р.т. с 36-39. Сообщение Грибы в моей жизни,приготовить презентацию о грибах. с. 68-72, вопросы. РТ с 40-42. Сообщения про водоросли их применения в нашем быту. с. 73-75, вопросы. РТ с 43-45. с. 76-78, вопросы. РТ с 45-47. с Приготовить сообщение и о значении 8 (16) Голосеменные растения. Голосеменные растения Бурятии Комбинированный 1 9(17) Покрытосеменные (цветковые) растения Комбинированный 1 10(18) Значение растений в природе и жизни человека Редкие растения, записанные в Красную книгу Бурятии Комбинированный 1 11 (19) Животные простейшие Комбинированный 1 12 (20) Беспозвоночные: Комбинированный 1 сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Личностные УУД: -с помощью учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -в предложенных ситуациях, опираясь папоротников в жизни человека. с. 79-82, вопросы. РТ.с 47-50. Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. с. 83-87, вопросы. РТс 50-53 с. 88-90, вопросы. РТ.с 54-58. Приготовить презентацию о значение растений в природе и жизни Человека. с. 91-93, вопросы. РТ.с 54-60 Изготовить простейшее, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. с. 94-96, вопросы. РТ.с 60-62 Приготовить презентацию. на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. ПредметныеУУД. -существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; -основные признаки представителей царств живой природы; -определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; -устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; -различать изученные объекты в природе, на таблицах; -устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; 13(21) Позвоночные Комбинированный 1 14(22) Значение животных в природе и жизни человека Животные, записанные в Красную книгу Бурятии Тема 3.Среда обитания живых организмов – 5часов 1 1(23) Три среды обитания Комбинированный 1 2 (24) Жизнь на разных материках Комбинированный 1 -объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. РегулятивныеУУД: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным с. 97-99, вопросы. РТ.с 63-67 с. 100-102, вопросы. РТ.с 67-69. Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. с. 104-108, вопросы. РТ с 72-75 с. 109-114, вопросы. РТ.с 72-75. Приготовить сообщение об интересных животных Северной и Южной Америки. 3 (25) Природные Зоны Земли. Комбинированный 1 Комбинированный 1 Обобщение по теме Контрольный тест «Среда обитания живых организмов» Тема 4. Человек на Земле. 6 часов Как человек появился на Земле: Комбинированный 1 4 (26) Жизнь в морях и океанах. Жизнь в озере Байкал 5 (27) 1(28) 1 эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. ПредметныеУУД: с. 115-120, вопросы. РТ с 76-79 с. 121-124, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы. РТ.с 79-84 Составить презентацию Повторить с. 104-124, вопросы. РТ с 79-84 с. 128-134, вопросы. Р.т. с 72-75 Нарисовать Дриопитека, австралопитека, неандерталеца, кроманьонеца 2(29) Как человек изменил Землю. Комбинированный 1 3 (30) Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии Не станет ли Земля пустыней? Комбинированный 1 Комбинированный 1 4 (31) -предков человека, их характерные черты, образ жизни; -основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; -правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; -простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др; -объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; -объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;-соблюдать правила поведения в природе; с. 135-139, вопросы. РТ с 89-94, сообщения с. 140-145, вопросы. РТ.с 94-97 с.143-145, Сообщение Воздействие человека на живую природу 5 (32) Обобщающий урок по теме «Человек на земле» 6 (33) Здоровье человека и безопасность Практическая жизни работа Практическая работа 2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». 1 1 (34) Экскурсия. «Весенние явления в природе Иволгинского района». Итоговый контроль по курсу биологии в 5 классе. Обсуждение заданий на лето Экскурсия 1 Контрольная работа 1 2(35) Контрольная работа Повторить с. 128-157, вопросы. 1 -различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; -вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. МетапредметныеУУД: -уметь работать в соответствии с поставленной задачей; -составлять простой и сложный план текста; -участвовать в совместной деятельности; -работать с текстом параграфа и его компонентами; -узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. ЛичностныеУУД: -формирование ответственного с. 146-153, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы. РТ с 98-101 Повторить материал учебника Повторить материал учебника № 14 (1) 16(1) 18(1) 22(1) 26(1) 30(1) отношения к обучению; -формирование познавательных интересов и мотивов к обучению: -формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов; -осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; Формирование основ экологической культуры. Использование национально- регионального компонента Тема урока Инструментарий Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные сообщения грибы , встречаемые в Р.Бурятия Голосеменные растения. Голосеменные растения сообщения Бурятии Значение растений в природе и жизни человека Сообщения, презентации Редкие растения, записанные в Красную книгу Бурятии Значение животных в природе и жизни человека Сообщения, презентации Животные, записанные в Красную книгу Бурятии Жизнь в морях и океанах. Сообщения, презентации Жизнь в озере Байкал Жизнь под угрозой. сообщения Красная книга Бурятии 34(1) Экскурсия. «Весенние явления в природе Иволгинского района» экскурсия