ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе программы «Технология» ( авторы . А. Лутцева, Т. П. Зуева) на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Цели изучения технологии в начальной школе: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технологическими умениями и проектной деятельности. формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Задачи: духовно-нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: - внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.); - первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; - первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Место курса в учебном плане На изучение предмета «Технология» отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на 34ч (35 учебные недели). 1. Содержание учебного курса(34ч) Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и 2 др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Практика работы на компьютере. Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересным детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word. Художественная мастерская (10ч) Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. Чертёжная мастерская(7ч) Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. Конструкторская мастерская (9ч) 3 Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. Рукодельная мастерская (8ч) Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются: качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом; степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя); уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации. 2. Планируемые результаты освоения курса Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты: · воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; · формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; · формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; · принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; · формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: · овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления; · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 4 · формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; · использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; · использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности · получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии; · формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; · приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности; · использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; · приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. · 5 2.1ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ Обучающийся научится: навыкам самообслуживания; технологическими приемами ручной обработки материалов; правилам техники безопасности; Обучающийся получит возможность научиться: первоначальному представлению о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; представлениям о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач; первоначальным знаниям о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Обучающийся научится: воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека; называть профессии своих родителей; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы. Обучающийся получит возможность научиться: уважительно относиться к труду людей; называть некоторые профессии людей; соблюдать правила гигиены труда. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности Обучающийся научится: узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.); узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках; выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки; узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; узнавать способы разметки на глаз, по шаблону. Обучающийся получит возможность научиться: 6 определять последовательность реализации предложенного учителем замысла; комбинировать художественные технологии в одном изделии; изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам; с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения; изменять вид конструкции; анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме; изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям. Обучающийся получит возможность научиться: создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале. 3.Тематическое планирование В году Фактически Сжатие 10ч 10ч 9 1 Чертёжная мастерская 7ч 7ч 7 Конструкторская мастерская 9ч 9ч 8 1 Рукодельная мастерская 8ч 8ч 6 2 1 - 1 35 30 5 Раздел. Количество часов по программе Художественная мастерская Резерв Итого: 34 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1— 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2012. — 74 с. 2.Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Учебник., - М. Просвещение, 2021 г. 3.Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь, - М. Просвещение, 2021 г. 7 № Месяцы Количество часов 1 четверть — 7 ч. 1. сентябрь 4 ч. 2. октябрь 3 ч. 2 четверть — 8 ч. 3. ноябрь 5 ч. 4. декабрь 3 ч. 3 четверть — 9 ч. 5. январь 3 ч. 6. февраль 4 ч. 7. март 2 ч. 4 четверть — 10 ч. 8. март 1 ч. 9. апрель 4 ч. 10. май 5 ч. 11. Всего 34 ч. 8 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) № Тема урока 1 Что ты уже знаешь? Коробочка в технике оригами. 2 Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? 1 Решаемые проблемы Понятия Как изготовить композицию из семян растений? Тон, форма, размерсредства художеств енной выразитель ности. Предметные результаты 1 Научиться составлять композиции по образцу и собственному замыслу, обучиться умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Орнамент из семян. 3 Какова роль цвета в композиции? Аппликация «Цветочная 1 Как изготовить аппликацию, композицию с различными цветовыми сочетаниями материалов? Цветсредство художеств енной выразитель ности, цветовой Научиться подбирать близкие по цвету и контрастные цвета, использовать УУД: регулятивные; познавательные; коммуникативные, личностные Р.-рационально размещать материалы и инструменты при работе с бумагой и картоном, отделять известное от неизвестного, составлять план предстоящей работы и придерживаться его, оценивать результат своей деятельности. П.-наблюдать и сравнивать природные материалы по форме и тону, классифицировать их по этим признакам, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий, делать выводы о наблюдаемых изделиях. К.-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Л.-Воспитание бережного отношения к окружающей природе и труду мастеров. Р.- организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы, составлять план Модуль воспитатель ной программы «Школьный урок» Дата 7.09 14.09 21.09 9 композиция» 4 Какие бывают цветочные композиции? 1 Как изготовить композиции разных видов. Аппликация «Букет в вазе» 5 Как увидеть белое изображение на белом фоне? Аппликация «Белоснежное 1 Как изготовить рельефную композицию из белой бумаги? круг, цветосочет ание линейку в качестве шаблона, размечать детали по шаблону, составлять композиции по образцу и собственному замыслу, обучиться умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Виды композици ицентральна я вертикальн ая, горизонтал ьная. Центр композици и. Познакомиться с разными видами композиции, научиться видеть композиции в работах художников, составлять разные виды композиций из листьев, подбирать цветосочетания бумаги Научиться приемам получения объемных форм из бумажного листа, размечать несколько одинаковых деталей по шаблону и Светотень, плоские и объемные геометриче ские формы. предстоящей практической работы, придерживаться его, осуществлять контроль по шаблону. П.-наблюдать и сравнивать различные цветосочетания и композиции, анализировать образцы изделия по памятке, открывать новые знания, решать поставленные задачи через пробные упражнения, делать выводы о наблюдаемых изделиях, обобщать, искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, Интернете. К.-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), слушать и понимать речь других, допускать существование различных точек зрения, оценивать результаты своей деятельности и труда одноклассников. Л- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие творческих способностей, воображения, наблюдения, сравнения, классификации, обобщения как средств интеллектуальной адаптации. Обращение внимания детей на необходимость бережного отношения к природе. Формирование целостного , социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы. 28.09 5.10 10 очарование» 6 Композиция – симметрия. 7 Как изготовить композицию из симметричных бумажных деталей? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Симметрия . ось симметрии . 1 1 Как можно качественно согнуть картон? Биговка. Виды и свойства картона. Как изготовить изделия сложных форм в одной тематике, Творчески й замысел, силуэт. Наши проекты. Африканская саванна 8 Наши проекты. Африканская саванна 1 придавать им объем, наклеивать за фрагмент, точечно, использовать законы композиции. Научиться определять симметричные и несимметричны е изображения и предметы. Познакомиться с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. Научиться размечать симметричные детали складыванием заготовок в несколько слоев, гармошкой и на « глаз». Повторить сведения о картоне. Освоить биговку, упражняться в ее выполнении по сгибам деталей. Научиться распределять обязанности и работать в группах по 4-6 Р.-организовывать рабочее место, понимать поставленную цель, рационально размещать материалы и инструменты, отбирать необходимые материалы. П.-наблюдать и сравниватьразличные цветосочетания, композиции, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий, делать выводы о наблюдаемых изделиях, открывать новые знания, решать поставленные задачи через пробные упражнения, изготавливать изделие с опорой на рисунки и план. К.-принимать участие в коллективном обсуждении проблемы, адекватно относиться к оценке учителя и одноклассников. Л Мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношение к окружающей природе, уважительное отношение к людям труда Р.-организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы, составлять план предстоящей практической работы, придерживаться его, осуществлять контроль по шаблону, проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию П.- соотносить картонные изображения животных и их . 12.10 19.10 26.10 11 работая в малой группе. 9 Как плоское превратить в объёмное? Как плоское превратить в объёмное? Изготовления изделия «Говорящий попугай» 10 11 Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя Что такое технологические операции и способы? Что такое 1 1 1 Как изготовить изделия с использованием приемов получения объема с разметкой по половине шаблона? Объемная ( выпуклая) деталь, надрезание . Как изготовить изделие с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. Мифы, сказки, криволине йное сгибание. Как изготовить изделие с деталями. Сложенными пружинкой? Технологи ческие операции, способы выполнени человек по единому творческому замыслу с опорой на рисунки. Научиться получать объемные детали путем надрезания и последующего складывания части детали, упражняться в изготовлении выпуклой детали клюва, в разметке детали по половине шаблона, закрепить умение выполнять биговку. Научиться криволинейном у сгибанию картона, упражняться по освоению приема криволинейног о сгиба. Закреплять умение выполнять биговку, размечать детали по половине шаблона. Познакомиться с основными технологически ми операциями ручной шаблоны, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий, делать выводы о наблюдаемых изделиях, открывать новые знания, решать поставленные задачи через пробные упражнения, использовать полученные знания в схожих ситуациях, искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, Интернете. К.-осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе, обсуждать и оценивать свои знания. Л - Осознание необходимости бережного отношения к деревьям, книгам, тетрадям. Практическая и интеллектуальная адаптация учащихся. Осмысление необходимости бережного отношения к окружающей природе, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Осмысление бережного отношения к окружающему природному пространству. Воспитание чувства справедливости и правдивости при оценке своих умений и умений одноклассник Р.-организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, понимать поставленную задачу, отбирать необходимые материалы и инструменты, составлять план 9.11 16.11 23.11 12 я, технологич еская карта. обработки материала и способами их выполнения, научиться подбирать технологически е операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям, научиться складывать бумажные полоски пружинкой. предстоящей практической работы, придерживаться его, осуществлять контроль по шаблону. П.-использовать ранее приобретенные знания и умения в практической работе, анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий, делать выводы о наблюдаемых изделиях, открывать новые знания, решать поставленные задачи через пробные упражнения, выполнять работу по технологической карте. К.-Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников. Формулировать собственное мнение и позицию.. Л Мотивация к творческому труду Как построить прямую линию, отрезок? Как измерять отрезки и стороны геометрических фигур? Линейкачертежный инструмен т, разновидн ости линеек. Осваивать умение работать с линейкой. Научиться проводить прямые линии, линию через две точки, строить отрезки заданной длины, измерять отрезки и стороны многоугольник ов по линейке. Как изготовить изделие с основой прямоугольной формы по их чертежам? Чертеж, линии чертежаконтурная, выносная, линия сгиба/ основная, Научиться строить прямоугольник от одного прямого угла, изготавливать изделие по его чертежу, Р.-рационально размещать материалы и инструменты, отбирать необходимое для работы, отделять известное от нового, осуществлять контроль по линейке. П.-сравнивать результаты измерений длин отрезков, открывать новые знания и умения, решать технологические задачи( назначение, приемы пользования линейкой), обобщать новое, которое освоено. К.-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Л - Формирование чувства удовлетворенности от сделанного самостоятельно Р.-организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, понимать поставленную цель, отделять известное от нового, отбирать необходимые материалы для работы, составлять план предстоящей практической работы, придерживаться его, осуществлять технологические операции и способы? Изготовление игрушки с пружинками. 12 Что такое линейка и что она умеет? 1 13 Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление 1 . 30.11 7.12 13 Как изготовить изделие с плетеными деталями? толстая, тонкая, штрихпунк тирная с двумя точками. Чтение чертежа. Плетение, ремесло, ремесленн ик. Как изготовить изделие с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежу. Угольникчертежный инструмен т, разновидн ости угольников . Как изготовить изделие с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля? Циркульчертежный инструмен т, круг, окружност ь , дуга, радиус. открытка – сюрприз. 14 Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? 1 Аппликация с плетением. 15 Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изготовление: «Блокнот для записей» 16 Можно ли без шаблона разметить круг? Узор в круге. 1 1 освоить умение читать чертеж и выполнять по ним разметку деталей. Познакомиться с приемом разметки прямоугольник а от двух прямых углов, научиться размечать одинаковые бумажные полоски, закрепить умение чтения чертежа. Научиться контролировать прямой угол в изделиях прямоугольной формы, измерять отрезки по угольнику. Изучить порядок построения прямоугольник а по угольнику, упражняться в этом. Научиться строить окружность циркулем, откладывать радиус окружности циркулем по линейке, контроль по линейке, угольнику, циркулю, проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления. П.-анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать изделия и их чертежи, открывать новые знания и решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения и пробные упражнения, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено, искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, Интернете, ориентироваться в учебнике. К.-осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Л Уважительно относиться к людям труда и результатам их труда. Формирование начальных навыков адаптации (умение выделять проблему и видеть конструктивные особенности и технологию изготовления образцов). Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества. 14.12 21.12 28.12 14 17 Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя 1 Изготовление игрушки из конуса. 18 Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? «Игрушка - качалка» 1 Как изготовить изделия из деталей, размеченных разными способами ( циркулем, угольником, линейкой) Творческая работа, работа по образцу. Как изготовить изделие с шарнирным механизмом по принципу вращения? Разборная конструкц ия, неразборна я конструкц ия. строить окружность заданного радиуса. Познакомиться с чертежом круглой детали, научиться соотносить детали с их чертежом. Проверить знания и умения по теме. Расширить знания о шарнирном механизме, упражняться в изготовлении шарнирного механизма по принципу вращения, закреплять ранее освоенные способы разметки и соединения деталей. 11.01 Р.- организовывать рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы, отбирать необходимые материалы для работы, понимать поставленную задачу, отделять известное от нового, составлять план предстоящей работы и придерживаться его, осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю, проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления, оценивать результат своей деятельности. 18.01 П.-анализировать образцы изделий по памятке, сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления, классифицировать изделия и машины по конструкции и назначению, открывать новые знания, решать конструкторскотехнологические задачи путем наблюдения, рассуждения , сравнения и с помощью пробных упражнений, делать выводы о наблюдаемых явлениях, выполнять работу по технологической карте, называть новое, что освоено, искать дополнительную 15 информацию в книгах, словарях, интернете, журналах и энциклопедиях. К.-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), 19 Ещё один способ сделать игрушку подвижной. 1 Изготовления: «Подвижные игрушки 20 Что заставляет вращаться винт пропеллер? Изготовления «Пропеллера» 21 Можно ли соединить детали без соединительных 1 1 Как изготовить изделие с шарнирным механизмом по принципу марионетки«дергунчика»? Марионетк а, ось шарнира. Как изготовить изделие, имеющее винт, пропеллер, крылья ( мельница) Техническ ое устройство ; лопасть. Как изготовить модель самолета Модель, щелевой замок. Расширить представления о шарнирном механизме, упражняться в изготовлении шарнирного механизма по принципу игрушки«дергунчик», использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей. Узнать об использовании и назначении пропеллера и винта в технических устройствах, машинах. Тренироваться в разметке деталей по чертежу. Расширить общее представление 25.01 1.02 8.02 16 материалов? приемом сборки щелевой замок. Изготовление «Самолета» 22 День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Аппликация «Поздравительная открытка ко Дню защитника Отечества» 23 Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек. Аппликация «Поздравительная открытка к 8 Марта». История вооружени я армии России. Как изготовить модель машины по ее развертке? Модель, макет, развертка, спецмашин ы. Как изготовить поздравительну ю открытку, используя разметку по угольнику, линейке и других ранее освоенных знаний? « Язычок», «ступенька ». 1 1 Изготовления макета автомобиля. АКР 24 Как изготовить открытку на военную тематику? 1 об освоении человеком неба, повторить знания об основных конструктивны х частях самолета, размечать детали по сетке. Расширить представление об истории вооружения армии России в разные времена, о женских профессиях современной российской армии. Размечать детали по чертежу. Работать по технологическо й карте. Расширить представление о специальном транспорте и его назначении, тренироваться в сборке модели по ее развертке. Расширить представление о важности общения с родными , о проявлении внимания, о способах передачи информации в открытках, истории 15.02 22.02 1.03 17 25 Наши проекты. Создадим свой город. Проверим себя 26 Как изготовить макет города мечты ? Что интересного в работе архитектора? 1 Архитекто р, проект, макет, лепнина, колонна, витражи, резьба, мозаика открыток. Повторить при изготовлении изделия разборные и неразборные конструкции, способы получения объема. Получить и расширить знания об архитекторах и использовании в архитектуре средств художественно й выразительност и. Познакомиться с отдельными образцами в зодчестве. Изготовить макеты зданий, деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Р.-организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, отбирать необходимые материалы и инструменты, составлять план и работать по намеченному плану, осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам, распределять обязанности в группе. Оценивать результат своей деятельности. П.-пользоваться ранее приобретенными знаниями и умениями в практической работе, сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному значению, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено, искать ответы на вопрос в учебнике. Л Формирование чувства удовлетворения от сделанного и созданного для родных, друзей и других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. К. – работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество, осваивать умение договариваться , обсуждать, прислушиваться к чужому мнению. 8.03 15.03 18 27 Какие бывают ткани? 1 Изготовления: «Одуванчика». 28 Какие бывают нитки? Как они используются? Изготовления 1 Как можно изготовить изделие из нетканых материалов? ( ватных дисков, синтепона) Ткачество, вязание, трикотаж, лоскут, бахрома. Как изготовить помпон и использовать его в готовом изделии? Помпон, мулине, пряжа, прядение. Как изготовить изделие с помощью ткани и картонной основы? Хлопчатоб умажная, шелк, лен, шерсть. Поперечно изделия: «Птичка из помпонов». 29 Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Узнать о строении тканей и нетканых материалов, их свойствах и назначении. Расширить представление о профессиях швеи и вязальщицы. Размечать детали на глаз и по шаблонам, точечно соединять детали, выполнять биговку. Узнать о видах, происхождении ниток и их использовании. Научиться узнавать в картинах художников отображение древнего ремеслапрядения. Научиться изготовлять кольца для помпона с помощью циркуля, делать чертеж . Изготовлять помпон из пряжи. Получить и расширить общее представление о видах Р.-организовывать рабочее место для работы с текстилем, рационально раскладывать материалы и инструменты. Отделять известное от нового, составлять план предстоящей работы и придерживаться его, осуществлять контроль по шаблону и лекалу, проверять изделие в действии и при необходимости корректировать его конструкцию, технологию изготовления, объективно оценивать результат своей деятельности. П.-анализировать образцы по памятке, наблюдать и сравнивать ткань, трикотаж, нетканые материалы, нитки, пряжу, вышивки, конструктивные особенности изделий, а также классифицировать изучаемые материалы по способу изготовления, назначению и происхождению. Открывать новые знания, решать конструкторскотехнологические задачи путем наблюдения, рассуждения , сравнения и с помощью пробных упражнений, делать выводы о наблюдаемых явлениях, выполнять работу по технологической карте, называть новое, что освоено, искать дополнительную информацию в книгах, словарях, интернете, журналах и энциклопедиях. К.-осваивать умение обсуждать, адекватно относиться к оценке своих знаний учителем и одноклассниками, принимать иную точку зрения. Л Прививать уважительное отношение к людям труда, мастерам, рукодельницам и результатам их труда. Формирование уважительного отношения к истории и культуре 5.04 12.04 19.04 19 еи продольно е направлен ие нити. Лицевая и изнаночная сторона ткани. 1 Изготовления изделия: «Подставка». 30 31 Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? 1 1 Как украсить изделие вышивкой «крестом»? Строчка, стежок, канва, узелок. натуральных тканей, их свойствах. Научиться узнавать разные виды тканей, различать их. Узнать о способах соединения деталей из ткани путем нанесения клейстера на большую тканевую поверхность. Познакомиться с вышивкой разных народов, видеть ее сходство и различие. Повторить правила пользования иглой и булавками. Упражняться в выполнении пробных упражнений по вышивке строчки косого стежка и крестика, учиться безузелковому закреплению нити на ткани. своего и других народов. Осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества. 20 32 33 Как ткань превращается в изделие? Лекало. 1 Лекало. Футляр для мобильного телефона. 34 Что узнали? Чему научились? 1 1 Как изготовить изделие, размеченное по лекалу, с помощью соединения деталей изученными ручными строчками? Проверить знания и умения за 2 класс. Лекало, бусина. Расширить представление о технологически х операциях изготовления изделий из ткани. Тренироваться в разметке деталей кроя по лекалу , резанию тканей, соединении деталей кроя изученными строчками, пришиванию бусины. Учиться использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач. Р.-понимать, принимать и удерживать учебную задачу и поставленную цель. Объективно оценивать результаты своей деятельности и приобретенные знания. П.- пользоваться ранее приобретенными знаниями и умениями в практической работе, сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному значению, выполнять работу по технологической карте, обобщать то новое, что освоено, искать ответы на вопрос в учебнике. К.- осуществлять сотрудничество, осваивать умение договариваться , обсуждать, прислушиваться к чужому мнению. Л Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. 21 22