Пояснительная записка Цели изучения технологии в начальной школе: • приобретение личного опыта как основы обучения и познания; • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью; • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Основные задачи курса: • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; Общая характеристика предмета Программа «Технология» способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Место учебного предмета в базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования на изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Планируемые результаты универсальных учебных действий Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений: – объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера; – уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; – понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: – определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; – учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий); – учиться планировать практическую деятельность на уроке; – под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); – учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); – работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов); – определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Познавательные УУД: – наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; – сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; – учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; – находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал); – с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; – самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: – уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; – уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; – вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; – учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе Календарно-тематическое планирование уроков по технологию в 4 классе (Количество часов за год: 34 недели, в неделю 1 час, всего 34 часа). № п/п Тема уроков Планируемые результаты Модуль воспитательно й программы «Школьный урок» Предметные Как работать с Создавать условные учебником обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради Метапредметные П: Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р. Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. 2-3. Вагоностроительный завод П. Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. К. Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р.Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Формирование адекватной и позитивной самооценки. 4-5. Полезные ископаемые. Урок – путешествие. П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально 1. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа День пластилина Дата Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. 6-7. Автомобильный завод Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. П. Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К. Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. 8-9. Монетный двор Фаянсовый завод П. Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразующих действий. К. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р.Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование адекватной и позитивной самооценки. 1011. 1213. Швейная фабрика Урок – игра. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведенного в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Использовать эмблемы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К.Формирование умения договариваться, Формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу День лабиринта Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. День подарков 1415. Обувное производство 1617. Деревообрабаты вающее производство 1819. Кондитерская фабрика 2021. Бытовая техника определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и способам решения новой задачи. П.Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразующих действий. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Формирование познавательного мотива. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу П.Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразующих действий. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Урок – фантазия. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи Формирование познавательного мотива. День печенья Формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу Международны й день конструктора Лего по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). Р.Умение вносить коррективы, и способам решения необходимые дополнения в план и способ новой задачи. действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К.Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р.Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. . 22. Тепличное хозяйство Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. 23. Водоканал Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. 24. Порт Урок – конкурс. 25. Узелковое плетение Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. Осваивать приёмы выполнения одинарного и П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. Формирование адекватной и Всемирный день водных ресурсов 2627 Самолётостроение. 28 Ракетостроение 29. Создание титульного листа Урок – сказка 30. Работа с таблицами 31. Создание содержания книги 3233. Переплётные работы двойного плоских узлов, приёмы крепления нити в начале выполнения работы. решении проблем творческого и практического характера. позитивной самооценки. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word. П. Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразующих действий. К. Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Формирование познавательного мотива П. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Р. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П. Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Формирование познавательного мотива. П. Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки П. Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразующих действий. Формирование познавательного мотива День бумажных самолетиков День рождения Кубика Рубика 34. Итоговый урок Презентации. книги в соответствии с выбранной тематикой. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать достоинства и недостатки. К. Формирование умения договариваться, находить общее решение П. Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Формирование познавательного мотива.