Пояснительная записка ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ) Рабочая программа составлена на основе: 1. Требований Стандарта (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.Просвещение, 2010 г. 3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий. Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю , всего 34 часа. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи комплексного учебного курса: - Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; - Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить: Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества. Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям. Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей Результаты освоения учебного курса: Требования к личностным результатам: 1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. 2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. 5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. 6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным и духовным ценностям: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. 2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности. 3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. 4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. 5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. 6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих. Требования к предметным результатам: 1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. 2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. 3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России. 4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни Календарно-тематическое планирование по ОРКиСЭ модуля «Основы исламской культуры» 4 класс № п/п Тема урока Всего часов 1 Россия - наша Родина. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 1 2 Колыбель ислама. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 3 Пророк Мухаммад основатель ислама. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 4 Начало пророчества. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 5 Чудесное путешествие пророка. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 1 Элемент содержания Планируемые результаты Предметные результаты Личностные и метапредметные результаты Научится получит возможность научиться Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества ( 1ч ) Россия. Родина. Патриот. узнавать государственную принимать нравственные ЛУУД: формировать основы российской Отечество. Столица. Президент. символику РФ, проявлять ценности: Отечество, гражданской идентичности, чувства Государственные символы. уважение к народам, долг, нравственность, гордости за свою Родину. населяющим Россию, к их миролюбие, как основы РУУД: осознавать этапы организации истории и культуре. культурных традиций учебной работы. многонационального народа России. Основы мировых религиозных культур - часть 1 (16 часов) Введение в исламскую самостоятельно понимать значение РУУД: овладевать способностью духовную традицию. обращаться к вопросам, культуры и религии и в принимать и сохранять цели и задачи Культура и религия (История заданиям учебника и выстраивании учебной деятельности, находить возникновения ислама). материалам приложения. конструктивных средства её осуществления. Ислам. Арабы. Язычники. отношений в обществе. ПУУД: овладевать логическими Паломничество. действиями сравнения, установления Посланник Бога. Пророк. передать главное из понимать и принимать аналогий и причинно- следственных Иудеи. Христиане. прочитанного и прослушан- первоначальные связей, построений рассуждений. Жизнеописание ного текста; осуществлять представления о ЛУУД: формировать запись выборочной религиозной культуре. основы для принятия информации по заданной культурных традиций теме. своей страны. Коран. Ангел. Божественные строить логическое откровения. Язычники. рассуждение, включающее Миссия. Вознесение. установление причинноЗнамение. следственных связей. Как проходило путешествие Мухаммада в Иерусалим. Наказ Аллаха пророку. формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новой теме. РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в Дата сотрудничестве. 6 Хиджра. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 7 Коран и Сунна. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности 8 Вера в Аллаха. Как пророк Мухаммад переселился из Мекки в Ясриб (Медину). Как Мекка стала религиозным центром мусульман. Коран. Суры. Аяты. Сунна. Хадисы. 1 Аллах. Мечеть. 1 Божественные Писания. Грех. Чудо. Посланник. Столпы ислама. 1 Судный Судьба. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 9 Божественные Писания. Посланники Бога. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 10 Вера в Судный день и судьбу. Изучение и первичное день. Рай. Ад. совместной деятельности. ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость. отвечать на вопросы различного осознанно строить сообщения характера, связанные темой; в устной и письменной форме, строить творчески выражать не большой рассказ. свое мнение по теме. строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. грамотно формулировать вопросы; самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. преобразовывать практическую задачу в познавательную. отвечать на вопросы по содержанию текста, понимать чувства других людей, сопереживать и самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне. чувству ответственности за себя и своих близких. ЛУУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. ЛУУД: формирование моральной самооценки закрепление новых знаний и способов деятельности. 11 Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. 1 Молитва (намаз). Мечеть. Минарет. РУУД: осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности. 1 Пост (саум, ураза). Рамадан. Ураза-Байрам. 1 Пожертвование (закят). Подаяния (саадака) 1 Мечеть. Понятие – паломничество. (хадж). Кааба Чёрный камень. Пересказ предания о пророке Ибрахиме, Хаджар. передать главное из самостоятельно прочитанного и прослушанного учитывать выделенные текста. учителем ориентиры работать со схемой действия в новой планом. теме. работать со словарём, самостоятельно находить схемой; самостоятельно варианты решения обращаться к вопросам, учебной задачи, заданиям учебника и представленной на материалам приложения. словесно-образном уровне. формулировать осознанно строить собственное мнение и сообщения в устной и позицию. учитывать письменной другое мнение и позицию, форме, творчески стремиться к координации выражать свое мнение по различных позиций в теме. сотрудничестве. передать главное из самостоятельно находить прочитанного и варианты решения прослушанного текста; учебной задачи, работать со словарём. представленной на словесно-образном уровне. 2 Индивидуальные консультации, сбор материала. излагать свое мнение по поводу значения религии и культуры в жизни людей и общества; ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. РУУД: определять общие цели и пути её Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 14 Пожертвование во имя Всевышнего. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 15 Паломничество Мекку. в Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 16 Творческие учащихся. работы Урок обобщения и систематизации знаний и способов проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. Столпы ислама. Шахада. Намаз. Ураза. Закят. Хадж. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 13 помогать им. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 12 соотносить впечатления со своим жизненным опытом. осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. РУУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок деятельности. 17 Творческие учащихся. анализировать ответ. осознаваемых целей, при контроле своей работы намечать новые цели; проявлять творческую уметь обращаться к инициативу, различным источникам самостоятельность в информации; давать групповой работе. оценку и анализировать ответ. Основы исламской культуры - часть 2 (13 часов) История развития ислама в строить сообщения в первоначальным России. устной и письменной представлениям о форме; анализировать традиционных религиях, изучаемые объекты с их роли в истории выделением существенных России. признаков. Основная составляющая излагать свое мнение по нравственного учения ислам. поводу истории религий в Дружба. Кунак. жизни людей нашей Гостеприимство. Любовь к страны; анализировать Отечеству. Миролюбие. ответ. Что значит «творить добро». формулировать основам нравственности, Как научиться делать добрые собственное мнение и основанной на свободе дела. позицию. учитывать совести и другое мнение и позицию, вероисповедания. стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. В чём проявляется дружба. строить сообщения в строить логические Какие традиции крепкой устной и письменной рассуждения, дружбы существуют. форме; анализировать включающие изучаемые объекты с установление причинновыделением существенных следственных связей. признаков. достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. 1 Отношение в исламе к семье. Ценность семьи в исламе. самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. 1 Праздники и календари. Праздники ислама. грамотно формулировать вопросы; самостоятельно РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. ЛУУД: основы для осознания этнической, культурной, семейной, гражданской идентичности. работы Оценка деятельности учащихся Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности 18 История России. ислама в 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 19 Нравственные ценности ислама. 1 Закрепление знаний и способов деятельности. 20 Сотворение добра. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 21 Дружба и взаимопомощь. 1 Закрепление знаний и способов деятельности. 22 Семья в исламе. Закрепление знаний и способов деятельности. 23 Родители и дети. Закрепление знаний и осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. адекватно воспринимать и передавать КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации ЛУУД: воспитывать чувство гордости за Родину, прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан. ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения. РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. способов деятельности. 24 Отношение к старшим. обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. 1 Нравственные ценности. Почтение к родителям. при контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации; давать оценку и анализировать ответ. 1 Как мусульмане относятся к гостям. Какие традиции гостеприимства существуют с давних пор. 1 Учение. Медресе. Мектебе. Шакирды. Медицина. Астрономия. Математика. 1 Как развивалась наука в исламском мире. Мусульманские учёные вошедшие в историю. формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этих человеческих чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 1 Что отражает искусство ислама. Произведения ислам Комплексное применение знаний и способов деятельности. 25 Традиции гостеприимства. Комплексное применение знаний и способов деятельности. 26 Ценность и польза образования. Комплексное применение знаний и способов деятельности. 27 Ислам и наука. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 28 Искусство ислама. Изучение и первичное оценивать характер взаимоотношений людей в информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности. допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. быть готовым к нравственному самосовершенствованию , духовному саморазвитию. осознавать ценность человеческой жизни. основным нормам религиозной морали, ПУУД: полно и адекватно воспринимать художественный и научно познавательный текст. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ЛУУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат. КУУД: развивать умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. РУУД: использовать речевые средства и средства информациионно – коммуникативных технологий для решения коммуникативных и закрепление новых знаний и способов деятельности. 29 Праздники мусульман. ского искусства. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 30 Любовь и уважение к Отечеству. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 31 Подготовка творческих проектов. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности 32 Выступление обучающихся со своими творческими работами Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся 33 Представление творческих работ 4 различных социальных понимать их значение в группах (семья, выстраивании сверстники) в т.ч. с конструктивных Праздники и календари. позиции развития отношений в семье и Праздники ислама. этических чувств, обществе; понимать и Сабантуй. Майдан. Батыр. доброжелательности и принимать значение эмоциональноморально ответственного нравственной поведения в жизни отзывчивости, понимания человека и общества. чувств других людей и сопереживания им. Отечество. Любовь. чувству гордости за понимать и осознавать Уважение. Патриотизм. Родину, героическое ценность нравственности и Многонациональный и прошлое России, духовности в многоконфессиональный чувствовать человеческой состав. Великая сила эмоциональную жизни. нравственности. Народ. сопричастность подвигам достижениям народа Духовные традиции многонационального народа России (4 часа) Индивидуальные поиск необходимой проявлять консультации, сбор информации для самостоятельность и материала. Подготовка выполнения заданий; инициативность в сообщения по выбранным подготовка сообщений и решении творческих темам. проектов по выбранным задач, находить темам; вносить дополнительную необходимые коррективы информацию по теме в действия на основе его или проблеме; оценки и учета характера осуществлять сделанных ошибок. расширенный поиск информации с Оценка деятельности участвовать в диспутах: использованием учащихся слушать собеседника и ресурсов сети Интернет. излагать своё мнение; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Оценка деятельности учащихся участвовать в диспутах: слушать собеседника и выбирать наиболее эффективные способы познавательных задач. ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов. КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. учащихся. излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся 34 Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся Оценка деятельности учащихся участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. решения учебной задачи; проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи; понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества; понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации