Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) Программа по предмету "Музыка" для 1-4 классов общеобразовательных организаций разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами о основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству; развитие общей музыкальности и эмоциональности, сопереживанию и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; воспитание уважительного отношения к российской музыкальной культуре, музыкальному наследию композиторов-классиков, чувства гордости за русскую музыкальную культуру, любви к стране. Место предмета в учебном плане. Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Учебный план отводит на изучение "Музыки" во 4 классе 1 час в неделю, итого - 34 часа в год. Планируемые результаты Познавательные : — умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям, — умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства; — осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. Регулятивные : — умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса); — осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; — умение формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные : — наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкальнотворческих задач; — участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Личностные : — наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; — ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; — наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству; — реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; — позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей. Знать и понимать: — правила поведения на уроке музыки, правила пения; — смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза; — понятия «хоровод», «хор»; — отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, давать определения общего характера музыки; — название первичных жанров: песня, танец, марш; — музыкальные термины: мелодия и аккомпанемент, оркестр, солист; — внешний вид музыкального инструмента – фортепиано и скрипки, различать их тембры; — основы нотной грамоты (названия нот, смысл понятий: скрипичный ключ, ноты, нотный стан); — название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания; — духовые и струнные инструменты; — жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности; — названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; — дирижерские жесты; — образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники; — выразительность и изобразительность музыкальной интонации; — названия изученных произведений и их авторов; — выразительные средства музыки, литературы, живописи; — определение a capella; — характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления со зрительными; — характерные свойства народной и композиторской музыки; — особенности звучания музыкальных инструментов: волынка и фортепиано; — понятия: громко — тихо; — внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов — лютня, клавесин, гитара; — особенности русской народной музыки; — фамилии композиторов и их произведения; — жанровую принадлежность музыкальных произведений (песня- танец – марш); — жанры: опера – балет; — определения: опера, хор, солисты, оркестр; — характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый; — жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; Уметь: — наблюдать за музыкой в жизни человека; — различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке; — проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений, словарь эмоций; — исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре); — сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; — осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике; — инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; — участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов; — знакомиться с элементами нотной записи; — выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов; — подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен; — моделировать в графике особенности песни, танца, марша. — сравнивать музыкальные произведения разных жанров; — исполнять различные по характеру музыкальные сочинения; — сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества; — импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки; — разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи); — разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; — подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке; — воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества; — инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родите лей, школьных праздниках и т.п.; — составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника; Обучающийся научится: определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 4 класса; узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка), а также народные инструменты ( гармонь, баян, балалайка); проявлять навыки вокально-хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест). воспринимать музыку различных жанров; эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментальног о) воплощения различных художественных образов. воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека ; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов ( быстро- медленно) динамики (громко- тихо); определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современ ных электронных; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Формы контроля: — тест; — самостоятельная работа; — творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям Оценка музыкально-практической деятельности младших школьников на уроках музыки носит лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит условный характер: Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку; Проявление любой творческой активности, самостоятельности; Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность); Умение применять «ключевые знания» о музыке Содержание программы 1. «Россия - Родина моя» — 3 часа Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая и др угие. 2. «О России петь » — 4 часа Нравственные подвиги святых земли Русской . Религиозные песнопения, особенности их мелодики, ритма, исполнения. 3. «День, полный событий» — 6 часов Один день с А.Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.Чайковский, М.Мусоргский, Г.Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» — 3 часа Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, Жанры народных песен. Музыка в народном стиле. 5. «В концертном зале» — 5 часов Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. 6. «В музыкальном театре» — 5 часов События отечественной истории в творчестве. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Линии драматического развития действия в опере. Балет. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» — 7 часов Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов и народов. Интонационная выразительность музыкальной речи. Классические и современные образцы гитарной музыки. Обработка. Переложение. Образы былин и сказок в произведениях Календарно-тематическое планирование уроков по музыке в 4 классе (Количество часов за год: 34 недели, в неделю 1 час, всего 34 часа). № Тема урока Модуль воспитательной программы «Школьный урок» "Россия - Родина моя" (3 часа) 1 2 3 4 5 6 7 Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Песня «Здравствуй школа» Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась музыка? Песня «Журавль» Р. Г. Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Песня «Дагестан – страна гор» "О России "(4 часа) Святые земли Русской. Гимн России Родной мой Дагестан Гимн Дагестана Праздников праздник, торжество из торжеств. Песня «Мой любимый учитель» Родной обычай старины. Светлый праздник. Песня «Наступила осень» День единство народов Дагестана День пожилых людей День учителя "День, полный событий" (6 часов) 8 Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Песня «Новое поколение» Дата 9 10 11 12 13 Зимнее утро. Зимний вечер. Песня «Россия» Что за прелесть эти сказки! Стихи детских писаталей Три чуда. Песня « Мама лучшая на свете» Ярмарочное гуляние. Частушки Приют, сияньем муз одетый... Песня «Россия вперед» День единство народов России День Матери "Гори, гори ясно, чтобы не погасло! " (3 часа) 14 15 16 Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Песня «Новогодние игрушки» Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Урок концерт День конституции России Народные праздники. "В концертном зале" (5 часов) 17 18 19 20 21 Музыкальные инструменты. Песня «Дорожный инспектор» Старый замок. Счастье в сирени живет. Песня Не смолкнет сердце чуткое Ф.Шопена. Танцы, танцы, танцы... Песня «С днем рожденья» Патетическая соната. Годы странствий. Гимн Аварский Царит гармония оркестра. День родного языка "В музыкальном театре" (5 часов) 22 23 24 25 26 Опера. Песня «Идет солдат по городу» Исходила младёшенька. Частушки Русский Восток. Песня «Подснежник» Балет. Стихи, частушки Театр музыкальной комедии. Урок концерт День Защитника Отечество Международный Женский день "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..." (8 часов) 27 28 29 30 31 32 33 34 Исповедь души. Частушки Песня «Межпланетный круизер» Мастерство исполнителя. Песня «Герои спорта» В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Песни военных лет Музыкальный сказочник. Песня «Прощай начальная школа» Урок концерт День космонавта День Весны и Труда День Победы