Окружающий мир 3 класс

Пояснительная записка
Наименование учебного предмета: «Окружающий мир»
Класс: 3
Количество часов по учебному плану: 68.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений,
внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего
образования);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений
в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;
Планируемые результаты по итогам обучения в 3 классе
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и
любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов
Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историкокультурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в
окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием
стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил
поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной
деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного
взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью
окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными
сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также
через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего
хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье),
доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому
мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов,
правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил
экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в
ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах
урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить
примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,
разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные
учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах
УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков,
фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных
признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота
веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке
сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём
говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и
использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы,
объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной
жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения
к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст
и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между
странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета, курса
Название

Содержание учебной темы

раздела (темы)
Как устроен мир

Количество Контрольные,
часов
практические
работы и т.д.
6

Эта удивительная
природа

18

Мы и наше
здоровье

10

1

Природа
Человек
Общество
Что такое экология
Природа в опасности!
Проект «Богатства, отданные людям»
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода
Превращения и круговорот воды
Берегите воду!
Что такое почва.
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест.
Проект «Разнообразие природы родного края»
Размножение и развитие животных.
Охрана животных
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Организм человека.
Органы чувств.
Надёжная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание.
Проект «Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение
Умей предупреждать болезни.
ЗОЖ

Наша
безопасность

7

Чему учит
экономика

12

Путешествие по
городам и
странам

15

1

Итого:

68

2

Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Проект «Кто нас защищает»
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Проект «Экономика родного края»
Что такое деньги.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Золотое кольцо России.
Проект «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
По Франции и Великобритании.
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.

Календарно -тематическое планирование по окружающему миру
2 часа в неделю – 68 часов в неделю
№

Тема урока.
Вид урока.

Предметные
результаты

Метапредметные результаты

коммуникативные
регулятивные
УУД
УУД
Как устроен мир (6 часов)
Классификация
Работать в паре,
Принимать
объектов природы,
предлагать задания к
учебную задачу
ценность природы для рисункам.
и стремиться её
людей.
выполнять.
Отличие человека от
Обсуждать и описывать Формулировать
других живых
проявления внутреннего выводы,
существ. Внутренний мира человека.
оценивать свои
мир человека.
достижения.

1.

Природа. Разнообразие
природы.

2.

Человек - часть
природы.

3.

Проект «Богатства,
отданные людям».

Подготовка к
Распределять
выполнению проекта, обязанности по проекту
знакомство с
в группах.
материалами
учебника, обсуждение
способов и сроков
работы.

Определять
цель проекта,
оценивать
результаты
работы.

4.

Общество. Человек –
часть общества.

Человек как член
общества,
семья – часть
общества, страна,
символы государства.
Мы – граждане
России.

Осуществлять
самопроверку.

Рассказывать о своей
семье, народе,
государстве, работать в
группе.

Личностные
результаты
познавательные
УУД

Знакомиться с
Раскрывать
учебником, извлекать ценность
из него информацию. природы для
людей.
Находить сходство и Ориентироватьс
отличие человека от
я на
живых существ,
положительные
моделировать
поступки и
развитие человека.
отношения с
людьми.
Подбирать материал Формировать
из разных
бережное
источников.
отношение к
природным
богатствам.

Находить материал о
различных странах и
народах.

Определять
место человека
в мире.

Дата

5.

Что такое экология.

6.

Природа в опасности.

7.

Тела, вещества,
частицы.

8.

Разнообразие веществ.

9.

Воздух и его охрана.

Экология – наука о
связях между живыми
существами и
окружающей средой,
её роль в жизни
человека и общества.
+ и – влияние
человека на природу,
животные,
исчезнувшие по вине
человека.

Рассказывать о
взаимосвязях в природе,
приводить примеры.

Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять.

Анализировать
схемы в учебнике,
прослеживать
экологические связи.

Формировать
экологическое
мировоззрение.

Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять.
Отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать свои
достижения.
Эта удивительная природа (18 часов).
Естественные и
Приводить примеры
Проверять по
искусственные тела,
различных тел,
учебнику
твердые, жидкие,
высказывать
правильность
газообразные.
предположения,
своих
доказывать своё мнение. наблюдений,
оценивать свои
достижения.
Понятие о химии,
Работать в паре,
Принимать
знакомство с
рассказывать об
учебную задачу
веществами – соль,
изучаемых веществах по и стараться её
крахмал, сахар,
плану.
выполнить,
кислоты.
работать со
взрослыми,
отвечать на
итоговые
вопросы.
Воздух – как смесь
Объяснять свойства
Формулировать
газов, свойства
воздуха, работать со
выводы,
воздуха, источники
взрослыми, Брать
отвечать на
загрязнения, правила
интервью о мерах по
итоговые

Устанавливать
причинноследственные связи
между поведением
людей и
окружающей средой.

Формировать
ответственность
за все живое в
природе.

Проводить под
руководством
учителя опыт с
растворением
вещества,
моделировать
процесс растворения.
Ставить опыты,
использовать
лабораторное
оборудование,
фиксировать
результаты в
таблицу.

Формировать
установку на
положительное
поведение в
обществе.

Исследовать путем
опыта свойства
воздуха, Извлекать
информацию из

Ориентироватьс
я на бережное
отношение к
природе,

Работать в паре,
высказываться о том,
как люди могут
сохранить природу.
Вместе со взрослыми
готовить сообщения о
заповедниках.

Соблюдать
технику
безопасности,
беречь своё
здоровье.

очистки.

охране чистоты воздуха
в городе.

10
.

Вода. Свойства воды.

Вода – как вещество,
Значение воды для
жизни на Земле,
свойства воды.

Работать в паре,
объяснять свойства
воды, называть цель
опыта, рассказывать об
использовании воды в
быту.

11
.

Превращение и
круговорот воды.

Три состояния воды,
круговорот воды в
природе.

Работать в паре,
формулировать выводы,
объяснять особенности
образования льда,
рассказывать по схеме о
круговороте воды.

12
.

Берегите воду!

Использование воды
человеком, источники
загрязнения воды,
меры по охране
чистоты воды,
экономное
использование.

13
.

Как разрушаются
камни.

Процесс разрушения
горных пород в
природе, его причины
и последствия.

14
.

Что такое почва?

Почва как верхний
природный слой

Высказывать
предположения о том,
чем загрязняют воду,
рассказывать о
загрязнении по модели,
брать интервью у
взрослых о мерах по
охране воды.
Высказывать
предположения о
причинах разрушения,
давать характеристику
этому процессу,
работать со взрослыми,
готовить рассказ на
основе наблюдений.
Высказывать и
обосновывать гипотезы

вопросы и
оценивать свои
достижения.
Сравнивать
свой ответ с
ответами
одноклассников
, осуществлять
самопроверку,
оценивать
ответы.
Анализировать
рисунок- схему,
осуществлять
взаимопроверку
.
Отвечать на
итоговые
вопросы,
оценивать свои
достижения на
уроке.
Сравнивать
свой ответ с
ответами
одноклассников
, осуществлять
самопроверку,
оценивать
ответы.
Делать выводы
из изученного

учебника.
Использовать
информацию из
учебника, обобщать
её, проводить миниисследование в
семье, как
используют в быту.

формировать
позицию
эколога.
Воспитывать
бережное и
экономное
отношение к
природным
богатствам
страны.

Моделировать
круговорот воды в
природе,
формулировать
выводы из
изученного
материала.
Извлекать
информацию из
учебника,
сопоставлять
полученные сведения
со своими
суждениями.

Воспитывать
бережное и
экономное
отношение к
природным
богатствам
страны.
Ориентироватьс
я на бережное
отношение к
природе,
формировать
позицию
эколога.

Моделировать схему
разрушения камней,
наблюдать и
фотографировать,
делать выводы.

Воспитывать
бережное и
экономное
отношение к
природным
богатствам
страны.

Исследовать состав
почвы в ходе

Ориентироватьс
я на соблюдение

Земли, состав почвы,
значение почвы для
всего живого. Охрана
почвы.

о плодородии почвы,
давать характеристику
процессу образования и
разрушения почвы.

материала,
отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.

учебного
эксперимента,
анализировать схему
связей почвы и
растений.

Делать выводы
из изученного
материала,
отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
Сравнивать
свой ответ с
ответами
одноклассников
, осуществлять
самопроверку,
оценивать
ответы.
Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять.
Отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения.

Использовать
полученную
информацию для
определения
растений,
классифицировать их
с помощью атласа –
определителя.

Сравнивать

Оформлять памятку

15
.

Разнообразие
растений.

Группы растений:
водоросли, мхи,
папоротники,
хвойные, цветковые.
Ботаника – наука о
растениях.

Работать в группе,
доказывать, используя
учебник
разнообразность
растений. Готовить
сообщение о любом
растении.

16
.

Солнце, растения и мы
с вами.

Дыхание и питание
растений. Связи
между растениями и
окружающей средой.
Роль растений в жизни
животных и человека.

Рассказывать о
процессах по схеме,
формулировать выводы
доказывать, что без
растений невозможна
жизнь.

17
.

Размножение и
развитие растений.

Опыление, роль
насекомых,
приспособленность к
распространению
плодов и семян.
Развитие растений из
семени.

Характеризовать
условия, необходимые
для развития растения.
Рассказывать по схеме о
развитии семян.

18

Охрана растений.

Факторы

Обсуждать материалы

Выявлять с помощью
схемы сходство и
различия процессов
питания и дыхания,
моделировать эти
процессы, выявлять
роль частей
растений.
Наблюдать в
природе, как
распространяются
семена.
Работать с терминологическим
словариком.

моральных
норм в учебной
деятельности и
формировать
бережное
отношение к
природным
ценностям.
Понимать
значение
растений для
здоровья и
жизни человека,
вырабатывать
бережное
отношение ко
всему живому.
Ориентироватьс
я на бережное
отношение к
природе,
формировать
позицию
эколога.
Определять
границы
собственного
знания и
незнания,
вырабатывать
способность к
решению
моральных
проблем.
Понимать

.

отрицательного
воздействия человека
на мир растений.
Меры охраны
растений, правила
поведения в природе.

книги
« Великан на поляне»,
рассказывать о редких
растениях, занесенных в
Красную книгу.

свой ответ с
ответами
одноклассников
, осуществлять
самопроверку,
оценивать
ответы.

19
.

Разнообразие
животных.

Классификация
животных, виды
животных, зоология- наука о животных.

Обсуждать рассказ «
история с пиявкой»,
рассказывать о
животных по
самостоятельно
подготовленному
сообщению.

Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять,

20
.

Кто что ест? Проект
«Разнообразие
природы родного
края»,

Классификация
животных по способу
питания, цепи
питания.
Приспособление их к
жизни,
подготовка к
выполнению проекта.

Приводить примеры
животных по типу
питания, обсуждать
материалы книги о
божьих коровках,
распределять
обязанности в работе
над проектом.

21
.

Размножение и
развитие животных.

Размножение и
развитие животных
разных групп.

Рассказывать, как
заботятся разные
животные о своем
потомстве.
Давать характеристику
разным группам по
способам размножения.

Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять,
отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения.
Определять
цель и этапы
работы.
Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять.
Отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать

«Берегите
растения»,находить
материал о редких
растений из
различных
источников
информации.

значение
растений для
здоровья и
жизни человека,
вырабатывать
бережное
отношение ко
всему живому.
Классифицировать
Ориентироватьс
животных, приводить я на выполнение
примеры животных
моральных
разных групп.
норм,
Работать с
воспитывать
электронным
бережное
приложением к
отношение к
учебнику.
животным.
Анализировать
Понимать
схемы питания,
значение
работать с
растений для
терминологическим
здоровья и
словариком.
жизни человека,
Совместно со
вырабатывать
взрослыми делать
бережное
фотографии,
отношение ко
находить материалы всему живому.
о природе родного
края.
Моделировать стадии
размножения
различных
животных, работать
со словарём
терминов.
Находить
дополнительную

Ориентироватьс
я на выполнение
моральных
норм,
воспитывать
бережное
отношение к
животным.

достижения.

22
.

Охрана животных.

Факторы
отрицательного
воздействия человека
на мир животных,
исчезающие и редкие
животные, правила
поведения в природе.

Рассказывать о факторах
отрицательного
воздействия человека на
животных, обсуждать
меры по охране
животных, готовить
сообщения о животных,
занесенных в Красную
книгу.

Сравнивать
свой ответ с
ответами
одноклассников
, осуществлять
самопроверку,
оценивать
ответы.

23
.

В царстве грибов.

Разнообразие грибов,
строение грибов,
взаимосвязи грибов с
деревьями, съедобные
и ядовитые грибы,
правила сбора грибов.

Давать характеристику
строению грибов,
обсуждать материал
рассказа «Кому нужен
мухомор».

24
.

Великий круговорот
жизни.

Круговорот веществ,
основные звенья
круговорота, роль
почвы.

Характеризовать
организмы –
производители,
потребители,
разрушители.
Обсуждать опасность
исчезновения одного из
звеньев.

Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять.
Отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения.
Сравнивать
свой ответ с
ответами
одноклассников
, осуществлять
самопроверку,
оценивать
ответы.

25
.

Организм человека.

Анатомия,
физиология, гигиена

информацию из
различных
источников.
С помощью атласаопределителя и
электронного
приложения
определять
животных,
занесенных в
Красную книгу,
создать книжкумалышку « Береги
животных».
Моделировать
различие грибовдвойников, находить
дополнительный
материал о грибах.

Формирование
внутренней
позиции на
выполнение
моральных
норм, бережное
отношение ко
всему живому.

Понимать
значение
растений для
здоровья и
жизни человека,
вырабатывать
бережное
отношение ко
всему живому.
Моделировать
Формировать
круговорот веществ в представление о
природе, делать
взаимосвязь в
выводы, сравнивать
природе и
их с учебником.
воспитывать
бережное
отношение и
правильное
поведение в
природе.

Мы и наше здоровье (10 часов).
Актуализировать знания Принимать
Анализировать
по анатомии со 2 класса, учебную задачу, схемы расположения

Формировать
привычку

как науки. Понятия об
органах тела человека.

обсуждать взаимосвязь
наук, работать в паре,
измерять рост и массу
тела.

26
.

Органы чувств.

Органы чувств: глаза,
уши, нос, язык, кожа и
их роль в восприятии
мира. Гигиена
органов чувств.

Работать в паре, изучать
материалы темы и
готовить рассказы по
плану.

27
.

Надёжная защита
организма.

Кожа как орган
защиты от
повреждений и
внешних воздействий.
Гигиена кожных
покровов. Первая
помощь при
повреждении.

Практически изучит
свойства кожи. Работать
в паре, рассказывать о
средствах гигиены и
мерах первой помощи.
Подготовит рассказ об
уходе за кожей.

28
.

Опора тела и
движение.

Опорно –
двигательная система,
ее роль в организме
человека, осанка,
важность выработки и
сохранения
правильной осанки.

Характеризовать роль
скелета и мышц в
жизнедеятельности
организма, раскрывать
роль правильной осанки
для здоровья человека.

стремиться ее
выполнять,
отвечать на
итоговые
вопросы,
оценивать свои
достижения.
Принимать
учебную задачу
и стремиться её
выполнять.
Отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения.
Делать выводы
из изученного
материала,
отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.

Сравнивать
свой ответ с
ответами
одноклассников
, осуществлять
самопроверку,
оценивать

органов человека,
выполнять
практическую
работу.

соблюдать
правила
гигиены,
установку на
заботу о своем
здоровье.

Работать с
терминологическим
словарем,
формулировать
выводы по теме,
находить
дополнительный
материал о правилах
гигиены.
Работать с
терминологическим
словарем,
формулировать
выводы по теме,
находить
дополнительный
материал о правилах
гигиены.
Сотрудничать со
взрослыми, извлекать
информацию о
гигиене кожи.
Находить
упражнения для
формирования
правильной осанки.
Работать с
терминологическим
словарем.

Формировать
привычку
соблюдать
правила
гигиены,
установку на
заботу о своем
здоровье.
Формировать
привычку
соблюдать
правила
гигиены,
установку на
заботу о своем
здоровье.
Учиться
оказывать
первую помощь.
Ориентироватьс
я на выполнение
моральных
норм.
Формировать
привычку
соблюдать

ответы. Следить
за своей
осанкой на
уроке и вне его.

29
.

Наше питание. Проект
«Школа кулинаров».

Питательные
вещества,
необходимые
организму,
пищеварительная
система, подготовка к
проекту.

Обсуждать правила
рационального питания,
составлять меню
здорового питания.
Готовиться к
выполнению проекта.

30
.

Дыхание и
кровообращение.

Дыхательная и
кровеносная системы,
их строение и работа,
взаимосвязь, как
измерить пульс
.

Характеризовать
строение кровеносной
системы, работать в
паре, учиться измерять
пульс, работать со
взрослыми, узнавать о
взаимосвязи органов в
организме.

31
.

Умей предупреждать
болезни.

Закаливание как
фактор
предупреждения
болезней, способы

Характеризовать
факторы закаливания,
формулировать правила,
составлять памятку.

Делать выводы
из изученного
материала,
отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
Принимать
учебную задачу
урока и
стремиться её
выполнять,
формулировать
выводы по теме
урока ,отвечать
не итоговые
вопросы,
оценивать свои
ответы и ответы
одноклассников
.
Делать выводы
из изученного
материала,
отвечать на

Моделировать
строение
пищеварительной
системы,
практически
определять наличие
питательных веществ
в продуктах.
Моделировать
строение
дыхательной
системы,
моделировать
строение
кровеносной
системы, измерять
пульс у членов своей
семьи.

Составлять
инструкцию по
предупреждению
инфекционных

правила
гигиены,
установку на
заботу о своем
здоровье.
Установка на
выполнение
утренней
гимнастики.
Определять
границы
собственного
незнания и
знания,
стремиться к
соблюдению
правильного
питания.
Ориентироватьс
я на выполнение
моральных
норм.
Формировать
привычку
соблюдать
правила
гигиены,
установку на
заботу о своем
здоровье.
Формировать
привычку
соблюдать
правила

закаливания, правила
поведения при
заболевании.

итоговые
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.

болезней, находить
дополнительный
материал о
профилактике
заболеваний.

32
.

Здоровый образ
жизни.

Понятие о здоровом
образе жизни, правила
здорового образа
жизни для
школьников.

Обсуждать и
формулировать правила
здорового образа жизни.
Работать в паре,
составлять памятку.

Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы,
оценивать свои
ответы и ответы
одноклассников

Различать факторы,
укрепляющие
здоровье и факторы
отрицательного
воздействия на
здоровье.

33
.

Проверим себя и
оценим свои
достижения.

Проверка знаний и
умений,
формирование
адекватной оценки
своих достижений.

Выполнять тесты с
выбором ответа.

Самостоятельно
готовиться к тестам,
изучая информацию
учебника и
дополнительную
литературу.

34
.

Презентация проектов
«Богатства, отданные
людям»,
«Разнообразие
природы родного
края», «Школа

Представление
результатов
проектной
деятельности,
формирование
адекватной оценки

Выступать с
подготовленными
сообщениями,
иллюстрировать их
наглядными
материалами.

Оценивать
правильность и
неправильность
ответов.
Адекватно
оценивать свои
знания в
соответствии с
набранными
баллами.
Формирование
адекватной
оценки своих
достижений.

Учиться извлекать
информацию из
различных
источников,
сотрудничать со
взрослыми.

гигиены,
установку на
заботу о своем
здоровье.
Проводить
закаливание
своего
организма.
Ориентироватьс
я на выполнение
моральных
норм.
Формировать
привычку
соблюдать
правила
гигиены,
установку на
заботу о своем
здоровье.
Определять
границы
собственного
знания и
незнания.

Определять
границы
собственного
знания и
незнания.

кулинаров».

своих достижений.

35
.

Огонь, вода и газ.

Знакомство с целями
и задачами раздела.
Действия при пожаре,
аварии водопровода,
утечке газа.

36
.

Чтобы путь был
счастливым.

37
.

Дорожные знаки.
(Экскурсия)

38
.

Проект « Кто нас
защищает?».

39

Опасные места.

Наша безопасность (7 часов).
Характеризовать свои
Принимать
действия при пожаре,
учебную задачу
утечке газа, прорыве
урока,
водопровода.
формулировать
Разыгрывать свои
выводы по теме
действия в ходе ролевых урока, отвечать
игр.
не итоговые
вопросы,
оценивать свои
ответы и ответы
одноклассников
Правила поведения по Работать в группах,
Делать выводы
дороге в школу, при
готовить сообщения
из изученного
переходе улицы, на
обсуждать различные
материала,
велосипеде, в
ситуации, ролевыми
отвечать на
автомобиле, в
играми демонстрировать итоговые
транспорте.
свои знания правил.
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.
Дорожные знаки,
Обсуждать, как
Отвечать на
предупреждающие,
помогают знаки
итоговые
запрещающие, знаки
пешеходам,
вопросы и
сервиса.
оценивать
достижения.
Подготовка к
Брать интервью у
Принимать
выполнению проекта, ветеранов войны,
учебную задачу.
знакомство с
презентовать свой
Формирование
материалами
проект.
адекватной
учебника,
оценки своих
обсуждение способов
достижений.
и сроков работы над
проектом.
Правила поведения в
обсуждать опасные
Принимать

Знать телефоны
экстренных служб,
анализировать схему
эвакуации,
моделировать свои
действия.

Формировать
способность к
действиям в
экстремальных
ситуациях с
целью
сохранения
своего здоровья.

Изучать материалы
учебника, выполнять
тесты по теме,
моделировать свои
действия в
различных
ситуациях.

Стремиться
соблюдать
правила
безопасности с
целью
сохранения
своего здоровья.

Выполнять тесты с
выбором ответа,
моделировать в виде
схемы путь от школы
домой.
Находить в
Интернете
информацию о
вооруженных силах
страны, оформлять
собранные
материалы в виде
стенда.
Составлять схему

Соблюдать
правила
безопасности
для сохранения
здоровья.
Воспитывать
чувство
гордости за
свою Родину и
ее защитников.

Формировать

.

потенциально
опасных местах: на
балконе, в лифте, на
стройплощадке и т.п.

места в доме и вне его,
работать со взрослыми,
опрашивать о мерах
предосторожности.

Обсуждать рассказ «
Опасные двойники»,
рассказывать о правилах
поведения в общении с
домашними животными.

40
.

Природа и наша
безопасность.

Опасности
природного
характера: грозы,
ядовитые растения,
грибы, змеи, собаки.

41
.

Экологическая
безопасность.

Цепи загрязнения,
правила
экологической
безопасности.

42
.

Для чего нужна
экономика?

учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.
Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы,
оценивать свои
ответы и ответы
одноклассников
.
Отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения.

Приводить примеры
цепей загрязнения,
обсуждать проблему
экологической
безопасности и меры по
охране природы.
Чему учит экономика? (12 часов).
Потребности людей.
Приводить примеры
Принимать
Главная задача
товаров и услуг,
задачи раздела
экономики. Товары и
рассказывать о роли
и урока,
услуги.
труда в создании
стремиться
товаров, прослеживать , выполнять их,
какие товары и услуги
отвечать на
нужны семье.
итоговые
вопросы,
оценивать свои
достижения.

своего двора и
окрестностей
опасных мест.

внимательное
поведение,
вырабатывать
способность к
решению
проблем.

Учиться отличать
гадюку от ужа,
ядовитые и
съедобные грибы,
находить
информацию о
ядовитых растениях.

Соблюдать
правила
поведения в
природе,
использовать
полученные
знания для
сохранения
своего здоровья
и жизни.

Практическая работа:
знакомство с
устройством
бытового фильтра.

Соблюдать
правила
безопасности
для сохранения
здоровья.

Раскрывать понятия
« экономика»,
«потребности»,
«товары»,работать со
взрослыми, добывать
информацию об
услугах в родном
городе.

Формировать
внутреннюю
позицию,
адекватно
оценивать свои
знания,
формировать
способность к
решению
моральных

43
.

Природные богатства
и труд людей – основа
экономики.

44
.

Использование
природных богатств,
роль труда людей в
экономике, роль
образования в
экономике.

Рассказывать об
использовании
природных богатств,
работать со взрослыми,
выяснять роль
профессий родителей в
экономике города.

Отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения

Полезные ископаемые. Понятие о полезных
ископаемых, наиболее
важные для
экономики, способы
добычи и охрана.

Готовить сообщение о
каком – либо полезном
ископаемом.

45
.

Растениеводство.

Растениеводство, как
отрасль сельского
хозяйства и
составляющая
экономики.
Использование
культурных растений
для производства
продуктов, труд
людей.

Обсуждать в паре, зачем
люди занимаются
растениеводством.
Рассказывать о роли
выращивания
культурных растений.

Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.
Формировать
адекватную
самооценку.
Делать выводы
из изученного
материала,
отвечать на
итоговые
вопросы и
оценивать
достижения на
уроке.

46
.

Животноводство.

Животноводство –
отрасль сельского
хозяйства, домашние
животные, роль

Работать со взрослыми,
брать интервью у
работников
животноводства.

Актуализироват
ь знания,
полученные во
2 классе,

норм.
Прослеживать
Воспитывать
взаимосвязь труда
чувство
людей разных
гордости за
профессий,
свою Родину,
раскрывать роль
почтительное
природных богатств
отношение и
для экономики.
уважение к
труду людей
всех профессий.
Определять полезные Воспитывать
ископаемые с
бережное
помощью атласа,
отношение к
рассказывать об
природным
особенностях
богатствам,
добычи, по
уважение к
материалам учебника людям рабочих
,в музее выяснить,
профессий.
какие полезные
ископаемые
добывают у нас.
Практическая работа Воспитывать
в паре, исследовать
бережное
растение и описать
отношение к
его по плану.
природным
Выявить связь
богатствам,
растениеводства и
уважение к
промышленности.
людям рабочих
Исследовать, какие
профессий.
продукты
используются в
семье.
Классифицировать
Воспитывать
домашних и
бережное
сельскохозяйственны отношение к
х животных, работать природным

животноводства в
экономике.

47
.

Какая бывает
промышленность?

Промышленность как
отрасль экономики.
Знакомство с
основными отраслями
экономики страны.

48
.

Проект «Экономика
родного края».

49
.

Что такое деньги?

Подготовка проекта,
знакомство с
материалами
учебника,
распределение
заданий, обсуждение
способов и сроков
работы.
Обмен товарами,
бартер, роль денег,
виды денежных
знаков.
Зарплата и
сбережения.

50
.

Государственный
бюджет.

Понятие о
государственном

Узнать, какие продукты
животноводства
употребляет семья.

принимать
учебную задачу
урока и
стремиться ее
выполнять.
Рассказывать о труде
Принимать
работников разных
учебную задачу
отраслей
урока,
промышленности, в
формулировать
каких отраслях работают выводы по теме
члены семьи, выяснить,
урока, отвечать
рассказать в классе.
не итоговые
вопросы.
Формировать
адекватную
самооценку.
Презентовать проект,
Оценивать
выступать перед
результаты
одноклассниками.
проекта и свою
Коллективно создавать роль в его
книгу
создании.
« Экономика родного
края».

с терминологическим
словарем. Выявлять
связь
животноводства и
растениеводства.
Соотносить
продукцию с
отраслью, выявлять
взаимосвязь
отраслей,
найти в музее данные
об истории
предприятий города.

Работа в паре, сравнение
монет разных стран,
практическая работа по
различению денежных
единиц.

Раскрывать роль
денег в экономике.
Характеризовать
виды обмена
товарами.
Находить
информацию об
истории денег в
других источниках.

Определять
границы
собственного
знания и
незнания.

Выявлять
взаимосвязь между

Определять
границы

Определять, люди каких
профессий получают

Принимать
задачи раздела
и урока,
стремиться
выполнять их,
отвечать на
итоговые
вопросы,
оценивать свои
достижения.
Принимать
учебную задачу

Собирать
информацию об
экономике родного
края, оформлять
материалы в виде
выставки,
презентации.

богатствам,
уважение к
людям рабочих
профессий.
Формировать
внутреннюю
позицию,
адекватно
оценивать свои
знания,
формировать
способность к
решению
моральных
норм
Формировать
установку на
выполнение
моральных
норм.

бюджете, источники
доходов, основные
статьи расходов.

зарплату из гос.
бюджета, моделировать
доходы и расходы
государства.

урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.

Понятие семейном
бюджете, доходах и
расходах семьи.

Рассказывать о
семейном бюджете, его
доходах и расходах,
обсуждать , какие
расходы
первостепенные.

Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.
Формировать
адекватную
самооценку.
Актуализироват
ь знания,
полученные во
2 классе,
принимать
учебную задачу
урока и
стремиться ее
выполнять.

51
.

Семейный бюджет.

52
,
53
.

Экономика и экология. Положительное и
отрицательное
воздействие
экономики на
окружающую среду,
взаимосвязь
экономики и
экологии.

54
55
56

Золотое кольцо
России.
Города золотого
кольца.
Достопримечательнос
ти городов.

Обсуждать, почему при
осуществлении
экономических проектов
осуществляется
экологическая
экспертиза.

Путешествие по городам и странам (15 часов).
Золотое кольцо
Рассказывать о
Принимать
России-– слава и
достопримечательностях учебную задачу
гордость страны.
городов Золотого
урока,
Достопримечательнос кольца, составлять
формулировать
ти городов золотого
вопросы к викторине,
выводы,
кольца.
прослеживать маршрут
оценивать свои
путешествия по карте.
достижения на

доходами и
расходами,
формулировать
выводы по теме
урока, работать с
терминологическим
словарем.
Выявлять сходство и
различие
гос.бюджета и
семейного,
моделировать
семейный бюджет.

собственного
знания и
незнания,
принимать
мнение других
членов
коллектива.
Воспитывать
положительные
моральные
качества,
чувство
сопричастности
к семейному
благополучию.

Раскрывать
взаимосвязь
экономики и
экологии.
Моделировать
экологические
прогнозы. Выяснить
у взрослых об
экологических мерах
в регионе.

Определять
границы
собственного
знания и
незнания,
принимать
мнение других
членов
коллектива.

С помощью
Интернета готовить
сообщения о любом
городе, находить
фотографии этих
городов, выполнять
задания из

Воспитывать
чувство
гордости за
свою страну,
сопричастности
к её
историческому

уроке.
Подготовка к
выполнению проекта,
знакомство с
материалами
учебника,
распределение
заданий, обсуждение
сроков работы.
Государства,
граничащие с Россией
и их столицы.

Презентовать свои
сообщения с
демонстрацией
экспонатов.

Понимать цель
и задачи
проекта и
стремиться их
выполнять.

Обсуждать, почему с
соседними
государствами нужно
иметь добрососедские
отношения.
Рассказывать и
показывать на карте
границы России.

Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.
Формировать
адекватную
самооценку.

59. На севере Европы.

Страны севера
Европы, их столицы,
государственные
устройства, символы,
достопримечательност
и.

Работать в группе,
готовит сообщения о
государстве, на основе
материалов учебника.
Работать со взрослыми,
выяснять, какие
материалы и из каких
стран в магазинах
города.

Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы,
оценивать свои
достижения на
уроке.

60. Что такое Бенилюкс?

Страны Бенилюкса,
символы, достопримечательности,

Работать в группе,
изучать страны
Бенилюкса. Описывать

Принимать
учебную задачу
урока,

57

Проект «Музей
путешествий».

58. Наши ближайшие
соседи.

электронного
приложения.
Собирать экспонаты
для музея
(фотографии,
открытки, значки),
оформлять
экспозицию музея,
готовить сообщения.
С помощью
дополнительной
литературы готовить
сообщения о странах,
работать с
терминологическим
словарем.

прошлому.
Формировать
внутреннюю
позицию
школьника,
гражданина
своей страны.

Определять
границы
собственного
знания и
незнания,
принимать
мнение других
членов
коллектива.
Формировать
чувство
гордости за
свою страну.
Соотносит
Формировать
государства и флаги, внутреннюю
составлять вопросы
позицию
викторины по
школьника,
странам Европы,
гражданина
находить материал о своей страны,
достопримечательнос позицию
тях стран.
человека,
жителя общего
дома – Земля.
Выполнять задания
Определять
электронного
границы
приложения,
собственного

знаменитые люди.

достопримечательности, готовить
сообщения о стране.
Выступать от группы.

61. В центре Европы.

Страны центра
Европы, их столицы,
флаги,
достопримечательност
и
знаменитые люди.

Работать в группе,
изучать страны центра
Европы. Описывать
достопримечательности, готовить
сообщения о стране.
Выступать от группы.
Распределять материал
на несколько сообщений
между членами группы.

62. По Франции и
Великобритании.
(Франция.)

Франция, её
расположение на
карте, столица,
государственное
устройство, символы,
знаменитые люди.

Работать в группе,
изучать достопримечательности Франции,
готовить сообщения о
стране. Выступать от
группы.
Распределять материал
на несколько сообщений
между членами группы.

63. По Франции и
Великобритании.
(Великобритания.)

Великобритания, её
расположение на
карте, столица,
государственное
устройство, символы,
знаменитые люди.

Работать в группе,
изучать достопримечательности
Великобритании,
находить на карте,
готовить сообщения о

формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.
Принимать
мнение других
членов группы.
Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.
Формировать
адекватную
самооценку.
Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы,
оценивать свои
достижения на
уроке.
Адекватно
оценивать своих
товарищей.
Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать

находить в
Интернете о странах,
работать со
взрослыми, выяснять
о товарах стран
Бенилюкса.

знания и
незнания,
принимать
мнение других
членов
коллектива.

Выполнять задания
электронного
приложения,
находить в
Интернете о странах,
работать со
взрослыми, выяснять
о товарах стран
центра Европы.

Формировать
ориентацию на
выполнение
моральных
норм,
способность к
решению
моральных
проблем.

Выполнять задания
электронного
приложения,
находить в
Интернете о странах,
работать со
взрослыми, выяснять
о товарах из
Франции.

Определять
границы
собственного
знания и
незнания,
принимать
мнение других
членов
коллектива.

Составлять вопросы
к викторине, найти
интересные факты о
стране .Выполнять
задания электронного
приложения,

Определять
границы
собственного
знания и
незнания,
принимать

стране. Выступать от
группы.
Распределять материал
на несколько сообщений
между членами группы.

не итоговые
вопросы.

находить в
Интернете о странах,
работать со
взрослыми, выяснять
о товарах из
Великобритании..

мнение других
членов
коллектива.

Составлять вопросы
к викторине, найти
интересные факты о
стране .Выполнять
задания электронного
приложения,
находить в
Интернете о странах,
работать со
взрослыми, выяснять
о памятниках стран.
Находить в
дополнительной
литературе о
знаменитых
памятниках стран.
Описывать по
фотографиям
памятники.

Формировать
ориентацию на
выполнение
моральных
норм,
способность к
решению
моральных
проблем.

64. На юге Европы.

Греция и Италия, их
географическое
положение,
устройство, символы,
факты истории,
памятники
архитектуры и
искусства, города.

Работать в группе,
готовить сообщения о
городах и памятниках
архитектуры, описывать
достопримечательности

Формулировать
выводы из
изученного
материала,
оценивать свои
достижения и
товарищей по
группе.

65. По знаменитым
местам мира.

Отдельные памятники
архитектуры и
искусства,
являющиеся
символами стран.

Обсуждать цели
международного
туризма, работать с
картой, показывать и
рассказывать о
достопримечательностях.

Принимать
учебную задачу
урока,
формулировать
выводы по теме
урока, отвечать
не итоговые
вопросы.

66. Проверим себя и
оценим свои
достижения.(тесты)

Проверка знаний и
умений.

Выполнять тесты с
выбором ответа.

Формирование
адекватной
оценки своих
достижений.

Выступать с
подготовленными
сообщениями,
иллюстрировать их

Формирование
адекватной
оценки своих
достижений и

67, Презентация проектов Представление
68, « Кто нас защищает?», результатов проектной
«экономика родного
деятельности.
края», « Музей

Самостоятельно
выполнять
предложенные
задания. Применяя
полученные знания.
Самостоятельно
готовить
выступление по
проекту, находить

Определять
границы
собственного
знания и
незнания,
принимать
мнение других
членов
коллектива
Определять
границы
собственного
знания и
незнания.
Определять
границы
собственного
знания и

путешествий».

наглядными
материалами.

достижений
одноклассников

дополнительный
интересный материал
из различных
источников.

незнания,
принимать
мнение других
членов
коллектива


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)532-05-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».