литературное чтение 3 класс

Пояснительная записка
Наименование учебного предмета: «Литературное чтение»
Класс: 3
Количество часов по учебному плану: 136
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом
Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;

Планируемые результаты
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
-восприятия литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории , культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, -определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы

Предметные результаты
Учащиеся научатся:
-бегло, выразительно читать текст;
-вырабатывать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приемов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания
прочитанного(скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
-улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
-составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
Устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
-описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
-самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
-научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
Получат возможность научиться:
-осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
-воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
-- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
-уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
-бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям);
-определять сходство и различие произведений разных жанров;

-использовать полученную при чтении научно- популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
-выделять в тексте опорные ( ключевые )слова;
-делать устную презентацию книги( произведения);
- пользоваться тематическим ( систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
-расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности;

Содержание учебного предмета, курса
Название раздела
(темы)

Кол-во часов для
изучения раздела, темы
Авторская

Рабочая

Введение.
Знакомство с
учебником.

1

1

Самое великое чудо
на свете
Устное народное
творчество

3

3

13

13

Поэтическая тетрадь
1

9

9

Великие русские
писатели

24

24

Поэтическая тетрадь

6

6

Содержание учебной темы

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник
Иван Фёдоров.
Русские народные песни. Докучные сказки.
Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и
Серый волк». Проект «Сочиняем волшебную
сказку»
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» , «Листья».
А.А.Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…» , «Зреет рожь
над жаркой нивой ..» И.С. Никитин « Полно, степь
моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы». И.З.
Суриков «Детство», «Зима».
А.С.Пушкин «За весной, красой природы…» , « Уж
небо осенью дышало…», «В тот год осенняя
погода…», «Опрятней модного паркета..», «Зимнее
утро», «Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане».
И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и
Обезьяна», «Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов
«Горные вершины», «На севере диком..», «Утёс»,
«Осень». Детство Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой
«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает
роса на траве», «Куда девается вода из моря» .
Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует

2

Литератур
ные сказки

8

8

Были – небылицы

10

10

Поэтическая тетрадь
1

7

7

Люби живое

16

16

Поэтическая тетрадь
2

7

7

Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок

13

13

По страницам
детских журналов

9

9

Зарубежная
литература
Итого:

10

10

136

136

над бором..». «Дедушка Мазай и зайцы». К.И.
Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство»,
«Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у
дороги».
Д.Н .Мамин- сибиряк « Алёнушкины сказки» ,
«Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые
Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин «Лягушка –
путешественница». В.Д. Одоевский «Мороз
Иванович».
М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей». А.И .Куприн. «Слон».
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей»,
«Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны»,
«Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».
М. М. Пришвин «Моя Родина». И.С. СоколовМикитов «Листопадничек».
В.И. Белов «Малька провинился», «Еще раз про
Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков
«Про обезьянку». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю.
Драгунский « Он живой и светится».
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой
поляной». А.Л. Барто «Разлука», « В театре»,
С. В. Михалков «Если». Е.А. Благинина «Кукушка» ,
«Котёнок».
Проект «Праздник поэзии»
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь
кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё
мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие
путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача»,
«Телефон».
Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю.И.
Ермолаев «Проговорился», « Воспитатели». Г. Остер
«Вредные советы» , «Как получаются легенды». Р
.Сеф. «Весёлые стихи».
Храбрый Персей.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
4 часа в неделю – 136 часов
№
п/п
1

2

3
4

Тема урока

Тип урока

Предметные
результаты
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)
Урок
Знание структуры учебника,
Введение.
введения в
системы условных
новую
тему.
обозначений. Умение
Знакомство с учебником.
пользоваться оглавлением,
словарём. Умение составлять
небольшие монологические
высказывания с опорой на
авторский текст.
Самое великое чудо на свете (3 ч.)
Рукописные книги древней Руси.
Урок
Понимать значение
изучения
выражений «рукописные
нового
книги», «летопись»; делить
материала.
текст на части;
устанавливать
Первопечатник Иван Фёдоров.
Урокпоследовательность
путешествие
действий; выразительно и
Обобщающий урок по разделу
Урок
осознанно читать,
«Самое великое чудо на свете»
обобщения и
систематизац определять тему и главную
Тест
мысль произведения, читать
ии знаний.
в лицах диалог. Учащиеся
обобщат знания по разделу,
обобщат полученную
информацию, научатся
читать текст вслух целыми
словами, будут учиться
слушать мнения
одноклассников,
высказывать своё мнение.
Оценивать свои знания и
достижения.

Универсальные учебные
действия
Использовать знаковосимволические средства, в том
числе модели и схемы, для
решения учебных задач.

Познавательные:
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в
устной форме; умение
структурировать знания.
Регулятивные:
Понимать и сохранять учебную
задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия;
адекватно воспринимать оценку
учителя.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве; строить
понятные для партнёра
высказывания; задавать вопросы;
контролировать свои действия и
действия
партнёра.

5
6

7

Устное народное творчество (13 ч.)
Устное народное творчество. Русские Комбинирова Знать виды устного
народные песни.
нный урок
народного творчества: малые
и большие жанры, значение
Докучные сказки. Сочинение
Урок
выражения «докучные
докучных сказок.
изучения
сказки».
нового
Уметь: читать осознанно
материала.
Произведения прикладного
Комбинирова текст, пересказывать его,
объяснять смысл пословиц,
искусства: гжельская и хохломская
нный урок
создавать небольшой текст
посуда, дымковская и богородская
на заданную тему, приводить
игрушка.
примеры произведений
прикладного искусства,
выразительно читать песни
Учащиеся научатся
прогнозировать содержание
раздела, планировать работу
на уроке. Определять

8

Русская народная сказка «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка.

Урокисследование.

9

Русская народная сказка «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка.
Тест.
Русская народная сказка «Иван
царевич и серый волк»
Русская народная сказка «Иван
царевич и серый волк»

Урокдраматизация.

10
11

12

13
14
15

Комбинирова
нный урок
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
КонтрольноПроверка техники чтения
обобщающий
урок.
Русская народная сказка «Сивка- Комбинирова
бурка»
нный урок.
Русская народная сказка «СивкаУрокбурка»
драматизация.
Художники-иллюстраторы
Комбинирова
В.Васнецов и И. Билибин
нный урок.

эмоциональный характер текста.
Знать: значение выражений
«волшебная сказка»,
«драматизация», виды сказок,
знать особенности строения
сказок, художников –
иллюстраторов и их
произведения.
Уметь:
-определять мотивы поведения
героев,
-читать выразительно и
осознанно текст
художественного произведения
и выделять главное в
прочитанном,
-определять тему и главную
мысль произведения,
-оценивать события, героев
произведения,
-по плану характеризовать
героев произведения,
-пересказывать текст,
использую иллюстрации

Познавательные:
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в
устной форме; умение
структурировать знания. Учиться
основам смыслового чтения
поэтического текста, выделять
существенную информацию.
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Регулятивные:
Понимать и сохранять учебную
задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия;
адекватно воспринимать оценку
учителя. Воспринимать учебное
задание, выбирать
последовательность действий,
оценивать ход и результат
выполнения. Строить логические
рассуждения, проводить
аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей
учебной деятельности.
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве; строить

16
17

18

19

20

21

22

23
24
25

26

Проект «Сочиняем волшебную
сказку»
Обобщающий урок по разделу
«Устное народное творчество».
Проверочная
работа.

Урок-проект
Урок
обобщения и
систематизац
ии.

учебника, делить текст на
смысловые части,
-составлять его простой план

Учащиеся научатся
прогнозировать содержание
раздела, планировать работу
на уроке. Определять

понятные для партнёра
высказывания; задавать вопросы;
контролировать свои действия и
действия партнёра.

эмоциональный характер текста.

Поэтическая тетрадь № 1 (9ч.)
Знакомство с названием раздела.
Урок-проект
Знание произведений
Проект «Как научиться читать
русских поэтов. Знание
стихи» (статья Я.Смоленского)
произведений о зиме, весне,
осени. Знать наизусть
Ф.Тютчев «Весенняя гроза»
Урок
понравившиеся
изучения
стихотворения.
нового
Умение анализировать
материала.
средства художественной
Ф.Тютчев «Листья» СочинениеУрокминиатюра «О чем расскажут
исследование. выразительности,
выразительно читать текст,
осенние листья».
использовать интонацию,
А.Фет «Мама! Глянь-ка из
Урок
участвовать в диалоге при
окошка…», «Зреет рожь над жаркой
изучения
обсуждении прочитанного
нивой…»
нового
произведения, читать
материала.
И. С. Никитин «Полно, степь моя,
Комбинирова стихотворение наизусть.
Умение анализировать
нный урок.
спать беспробудно …»
поэтическое изображение
И. С. Никитин «Встреча зимы»
Комбинирова весны, осени, зимы в стихах,
определять тему и главную
нный урок.
И. З. Суриков «Детство»
Комбинирова мысль произведения,
сравнивать стихотворения
нный урок.
И. З. Суриков «Зима». Сравнение
Комбинирова разных поэтов одной
тематики. Прогнозировать
как средство создания картины
нный урок.
содержание по заголовку;
природы в лирическом
анализировать стихотворный
стихотворении.
текст, ставить вопросы к
Обобщающий урок по разделу
Контрольно«Поэтическая тетрадь 1»
обобщающий прочитанному.
Научимся прислушиваться к
урок.
Проверочная работа.
особенностям своего чтения,
исправлять недостатки,
добиваться выразительности,

Познавательные:
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в
устной форме; умение
структурировать знания. Учиться
основам смыслового чтения
поэтического текста, выделять
существенную информацию.
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Регулятивные:
Понимать и сохранять учебную
задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия;
адекватно воспринимать оценку
учителя. Воспринимать учебное
задание, выбирать
последовательность действий,
оценивать ход и результат
выполнения. Строить логические
рассуждения, проводить
аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей
учебной деятельности.
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в

наблюдать за интонацией,
рифмой и ритмом
стихотворения.

27

28

29
30
31

32

33

34

Великие русские писатели (24 ч.)
Знакомство с названием раздела.
Урок
Знание произведений А.С.
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения изучения
Пушкина. Знать содержание
«Что интересного я узнал о жизни
нового
сказки. Признаки сказки.
А.С.Пушкина»
материала.
Умение анализировать
поэтическое изображение
А.С. Пушкин.
Урок
зимы в стихах, определять
Лирические стихотворения.
изучения
тему и главную мысль
нового
произведения. Умение
материала.
А.С. Пушкин
Комбинирова читать выразительно и
осознанно текст
«Зимнее утро»
нный урок.
А.С. Пушкин
Комбинирова стихотворения, осуществлять
выборочное чтение
«Зимний вечер»
нный урок.
отрывков, соответствующих
А.С. Пушкин
Урок
описаниям каких-либо
«Сказка о царе Салтане… ».
развития
явлений природы,
умений и
определять изобразительные
навыков
средства выразительности
А.С. Пушкин
Урок
речи, отображающие красоту
«Сказка о царе Салтане… ».
развития
природы, читать
умений и
стихотворение наизусть.
навыков
Создавать небольшой
А.С. Пушкин
Урок
устный текст на заданную
«Сказка о царе Салтане… ».
развития
тему, составлять план
умений и
Тест.
произведения, пересказывать
навыков
А.С. Пушкин
Комбинирова по плану.
«Сказка о царе Салтане… ». Рисунки нный урок.
И.Билибина к сказке.

соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве; строить
понятные для партнёра
высказывания; задавать вопросы;
контролировать свои действия и
действия партнёра.
Познавательные:
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в
устной форме; умение
структурировать знания. Учиться
основам смыслового чтения
поэтического текста, выделять
существенную информацию.
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Регулятивные:
Понимать и сохранять учебную
задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия;
адекватно воспринимать оценку
учителя. Воспринимать учебное
задание, выбирать
последовательность действий,
оценивать ход и результат
выполнения. Строить логические
рассуждения, проводить
аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Проводить самоконтроль и

35

Подготовка сообщения о И.А.
Крылове на основе статьи учебника,
книг о Крылове.

36

И.А. Крылов
«Мартышка и очки».

37
38

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
И.А. Крылов « Ворона и лисица».

39

М.Лермонтов. Статья
В.Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи.

40

М.Лермонтов «Горные вершины…»,
«На севере диком стоит одиноко…»

41

М.Лермонтов «Утёс»

42

М.Лермонтов «Осень»

43

Детство Л.Н. Толстого (из
воспоминаний писателя). Подготовка
сообщения о жизни и творчестве.

44

Л.Н. Толстой «Акула».

45

Проверка техники чтения

Урок
изучения
нового
материала.
Урок
развития
умений и
навыков
Урок-театр.
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
изучения
нового
материала.
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
изучения
нового
материала.
Урок
изучения
нового
материала.
Контрольнообобщающий
урок.

Знание биографии И.А.
Крылова, понятия «басня».
Умение читать осознанно
текст, участвовать в
обсуждении прочитанного
произведения, определять
тему и главную мысль,
читать выразительно, читать
наизусть. Различать в басне
изображённые события и
замаскированный, скрытый
смысл.

самооценку результатов своей
учебной деятельности.
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве; строить
понятные для партнёра
высказывания; задавать вопросы;
Знать биографию и
произведения М.Лермонтова. контролировать свои действия и
действия партнёра.
Уметь читать осознанно
текст, участвовать в
обсуждении прочитанного
произведения, определять
тему и главную мысль,
читать выразительно,
определять изобразительные
средства выразительности
речи, отображающие красоту
природы, читать
стихотворение наизусть.
Соотносить рисунки с
художественным текстом, их
сравнивать.
Знание творчества Л.Н.
Толстого, называть
произведения. Знать понятие
«быль», «басня», «устное
народное творчество»..
Умение различать
литературные жанры.
Умение определять тему и
главную мысль, участвовать
в обсуждении прочитанного
произведения, читать

46

47

48

49
50

51

52

53

54

55

56

Л.Н. Толстой
«Прыжок».

Урок
выразительно. Умение
изучения
различать жанры (рассказ,
нового
быль, стихотворение),
материала.
осознанно читать текст
художественного
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Урок
произведения. Умение
изучения
Тест.
оценивать свои знания и
нового
достижения
материала.
Л.Н. Толстой
Урок
«Какая бывает роса на траве», «Куда изучения
девается вода из моря?» Сравнение
нового
текстов.
материала.
Проверим себя и оценим свои
Комбинирова
достижения.
нный урок.
Обобщающий урок по разделу
Контрольно«Великие русские писатели».
обобщающий
урок.
Проверочная работа.
Поэтическая тетрадь № 2 ( 6ч.)
Знакомство с названием раздела.
Урок
Знание произведений
Н.А. Некрасов « Славная осень!»
изучения
русских поэтов. Знать
нового
наизусть понравившиеся
материала.
стихотворения.
Умение анализировать
Н.А. Некрасов
Урок
средства художественной
« Не ветер бушует над бором…»
изучения
выразительности,
нового
выразительно читать текст,
материала.
использовать интонацию,
Н.А. Некрасов
Урок
участвовать в диалоге при
«Дедушка Мазай и зайцы»
изучения
обсуждении прочитанного
нового
произведения, читать
материала.
стихотворение наизусть.
К.Д. Бальмонт
Урок
Умение анализировать
« Золотое слово»
изучения
поэтическое изображение в
нового
стихах, определять тему и
материала.
И.А. Бунин « Детство», « Полевые
Комбинирова главную мысль
произведения, сравнивать
цветы», « Густой зелёный ельник у
нный урок.
стихотворения разных
дороги».
поэтов одной тематики.
Обобщающий урок по разделу «
КонтрольноПоэтическая тетрадь 2»
обобщающий Прогнозировать содержание
по заголовку; анализировать
урок.
Проверочная работа.

Познавательные: пользоваться
разными видами чтения:
изучающим, просмотровым,
ознакомительным; извлекать
информацию, представленную в
разных формах (сплошной текст;
не сплошной текст –
иллюстрация, таблица,
схема);строить рассуждения
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели
урока; составлять план решения
учебной проблемы совместно с
учителем; успешности своей
работы и работы других в
соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и
письменной форме с учётом
речевой ситуации; высказывать и
обосновывать свою точку

57

58

59

60
61

62
63

64

65

стихотворный текст, ставить
вопросы к прочитанному.
Научимся прислушиваться к
особенностям своего чтения,
исправлять недостатки,
добиваться выразительности,
наблюдать за интонацией,
рифмой и ритмом
стихотворения.
Литературные сказки (8 ч.)
Знакомство с литературными
Урок
Знать особенности авторских
сказками. Д. Н. Мамин- Сибиряк
изучения
сказок, называть авторов
Присказка « Алёнушкины сказки»
нового
литературных сказок. Знать
материала.
особенности присказки.
Уметь характеризовать
Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про Урок
героев, выделять в тексте
храброго зайца- длинные уши, косые изучения
слова автора, действующих
глаза, короткий хвост»
нового
лиц; делить текст на части,
материала.
составлять план пересказа.
В.М. Гаршин «ЛягушкаУрок
Уметь отличать авторскую
путешественница»
изучения
сказку от народной. Работать
нового
Тест
с иллюстрацией
материала.
В.М. Гаршин «ЛягушкаКомбинирова Учащиеся научатся
прогнозировать содержание
путешественница»
нный урок.
текстов, выбирать виды
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
Урок
деятельности на уроке,
изучения
читать вслух с постепенным
нового
переходом на чтение про
материала.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
Комбинирова себя,
научатся выделять
нный урок.
особенности литературной
Обобщающий урок по разделу «
КонтрольноЛитературные сказки »
обобщающий сказки.
Составлять небольшое
урок.
Проверочная работа
монологическое
Литературная викторина.
Уроквысказывание с опорой на
викторина.
авторский текст, работать с
иллюстрацией.
Были-небылицы ( 10 ч.)
Знакомство с названием раздела. М. Урок
Прогнозировать содержание

зрения; договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

Познавательные: пользоваться
разными видами чтения:
изучающим, просмотровым,
ознакомительным; извлекать
информацию, представленную в
разных формах (сплошной текст;
не сплошной текст –
иллюстрация, таблица,
схема);строить рассуждения
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели
урока; составлять план решения
учебной проблемы совместно с
учителем; успешности своей
работы и работы других в
соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и
письменной форме с учётом
речевой ситуации; высказывать и
обосновывать свою точку
зрения; договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

Учиться основам смыслового

Горький «Случай с Евсейкой»

66

М. Горький «Случай с Евсейкой»

67

К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей»

68

К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей»
Тест
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей»
А.И. Куприн «Слон»

69
70

71
72
73
74

75

76

77

изучения
нового
материала.
Комбинирова
нный урок.
Урок
изучения
нового
материала.
Комбинирова
нный урок.

раздела, определять
особенности сказки и
рассказа, различать
вымышленные события и
реальные, определять
нравственный смысл
поступков героев, находить
средства художественной
выразительности в
прозаическом тексте,
составлять план для краткого
и полного пересказа,
передавать текст подробно и
кратко, выборочно,
определять характеристики
героев с опорой на текст,
находить в тексте слова и
выражения,
подтверждающие
высказанную мысль.
Читать рассказ в лицах.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.

Комбинирова
нный урок.
Урок
изучения
нового
материала.
А.И. Куприн «Слон»
Комбинирова
нный урок.
Тест
А.И. Куприн «Слон» Составление
Комбинирова
плана пересказа.
нный урок.
А.И. Куприн «Слон» Характеристика Комбинирова
героев.
нный урок.
Обобщающий урок по разделу
Контрольно«Были- небылицы»
обобщающий
урок.
Проверочная работа
Поэтическая тетрадь № 1 ( 7 ч.)
Знакомство с названием раздела.
Урок
Знание произведений
С.Чёрный «Что ты тискаешь
изучения
русских поэтов. Знать
утёнка…»
нового
наизусть понравившиеся
материала.
стихотворения.
Умение анализировать
С.Чёрный «Воробей». «Слон».
Урок
средства художественной
изучения
выразительности,
нового
выразительно читать текст,
материала.
использовать интонацию,
А.А. Блок « Ветхая избушка»
Урок
участвовать в диалоге при
изучения
обсуждении прочитанного
нового
произведения, читать
материала.

чтения художественных и
познавательных текстов,
выделять существенную
информацию из текстов разных
видов. Воспринимать на слух
художественные произведения
разных жанров в исполнении
учителя и учащихся.
Установление причинноследственных связей.
Построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Обмениваться мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений.
Устанавливать аналогии,
формулировать собственное
мнение и позицию, выделять
существенную информацию.
Обмениваться мнениями с
одноклассниками по поводу
читаемых произведений.

Познавательные: пользоваться
разными видами чтения:
изучающим, просмотровым,
ознакомительным; извлекать
информацию, представленную в
разных формах (сплошной текст;
не сплошной текст –
иллюстрация, таблица,
схема);строить рассуждения
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели
урока; составлять план решения

78

А.А. Блок « Сны» ,
« Ворона»

79

С.А. Есенин « Черёмуха»

80

Обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь 1»
Проверочная работа.
Проверка техники чтения

81

82

Знакомство с названием раздела
М.М. Пришвин « Моя Родина» (из
воспоминаний)

83

И.С. Соколов- Микитов
«Листопадничек»

84
85

И.С. Соколов- Микитов
«Листопадничек»
В.И .Белов « Малька провинилась»

86

В.И .Белов « Ещё раз про Мальку»

87

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Контрольнообобщающий
урок.
Контрольнообобщающий
урок.

стихотворение наизусть.
Умение анализировать
поэтическое изображение в
стихах, определять тему и
главную мысль
произведения, сравнивать
стихотворения разных
поэтов одной тематики.
Прогнозировать содержание
по заголовку; анализировать
стихотворный текст, ставить
вопросы к прочитанному.
Научимся прислушиваться к
особенностям своего чтения,
исправлять недостатки,
добиваться выразительности,
наблюдать за интонацией,
рифмой и ритмом
стихотворения.
Люби живое ( 16 ч.)
Урок
Знать произведения
изучения
писателей-натуралистов
нового
М.М. Пришвина, В.Бианки,
материала.
В.Астафьева, Б.С. Житкова,
И.С.Соколова-Митикова,
Урок
В.И.Белова. Умение
изучения
осознанно и выразительно
нового
читать текст
материала.
Комбинирова художественного
произведения.Умение
нный урок.
определять, от какого лица
Урок
идёт повествование,
изучения
пересказывать текст, делить
нового
текст на смысловые части,
материала.
Комбинирова составлять простой
план.Умение определять
нный урок.
построение и характер
Урок
текста, использовать силу
изучения
голоса для постановки
нового
логического ударения,
материала.

учебной проблемы совместно с
учителем; успешности своей
работы и работы других в
соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и
письменной форме с учётом
речевой ситуации; высказывать и
обосновывать свою точку
зрения; договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

Познавательные:
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в
устной форме; умение
структурировать знания. Учиться
основам смыслового чтения
поэтического текста, выделять
существенную информацию.
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Регулятивные:
Понимать и сохранять учебную
задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия;
адекватно воспринимать оценку
учителя. Воспринимать учебное
задание, выбирать

88
89

90

91
92

93

94

95

96
97

98

99

В.В. Бианки «Мышонок Пик»
Тест
В.В. Бианки «Мышонок Пик»
Составление плана пересказа.

Комбинирова участвовать в диалоге.
нный урок.
Работать с иллюстрацией,
составлять небольшое
Урок
монологическое
развития
высказывание с опорой на
умений и
авторский текст, создать
навыков
небольшой устный текст на
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Урок
заданную тему.
изучения
Учащиеся научатся
нового
прогнозировать содержание
материала.
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Комбинирова раздела, планировать работу
на уроке. Определять
нный урок.
Тест
эмоциональный характер
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Урок
текста. Проверять себя и
Составление плана пересказа.
развития
самостоятельно оценивать
умений и
свои достижения.
навыков
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Урок
Характеристика героев.
развития
умений и
навыков
В. Л..Дуров «Наша Жучка»
Урок
изучения
нового
материала.
В.П .Астафьев « Капалуха»
Урок
изучения
нового
материала.
В.Ю. Драгунский « Он живой и
Комбинирова
светится»
нный урок.
Обобщающий урок по разделу
Контрольно«Люби живое»
обобщающий
урок.
Проверочная работа.
Поэтическая тетрадь № 2 ( 7 ч.)
Знакомство с разделом.
Урок
Знание творчества С.Я.
С.Я. Маршак « Гроза днём», «В лесу изучения
Маршак, А.Л. Барто, С.В.
над росистой поляной»
нового
Михалков, Е.А. Благинина.
материала.
Умение определять в тексте
средства выразительности,
А.Л. Барто « Разлука»
Урок
читать выразительно
развития

последовательность действий,
оценивать ход и результат
выполнения. Строить логические
рассуждения, проводить
аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей
учебной деятельности.
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве; строить
понятные для партнёра
высказывания; задавать вопросы;
контролировать свои действия и
действия партнёра.

Актуализировать свои знания
для проведения простейших
доказательств. Осуществлять
анализ объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков.

100
101

102

103

104
105

106

107
108

109
110

111
112

умений и
стихотворение наизусть,
навыков
сравнивать стихотворения
А.Л. Барто « В театре»
Комбинирова разных поэтов одной
тематики. Соотносить
нный урок.
название произведения и его
С.В. Михалков « Если»
Урок
содержание. Читать
развития
стихотворения, отражая
умений и
позицию автора и своё
навыков
отношение. Будем учиться
Е.А. Благинина « Кукушка», «
Урок
самостоятельно сочинять
Котёнок»
развития
стихи, участвовать в
умений и
творческих проектах.
навыков
Обобщающий урок по разделу
Контрольно«Поэтическая тетрадь 2»
обобщающий
урок.
Проверочная работа.
Проект: «Праздник поэзии»
Урок - проект
Собирай по ягодке – наберешь кузовок ( 13 ч.)
Знакомство с разделом
Урок
Знание произведений Б.В.
Б.В. Шергин « Собирай по ягодкевведения в
Шергина, А.П. Платонова,
наберёшь кузовок»
новую тему.
М.М Зощенко, Н.Н. Носова.
Умение найти информацию
А.П. Платонов «Цветок на земле»
Урок
из дополнительной
изучения
литературы по заданию
нового
учителя. Уметь:
материала.
А.П. Платонов «Цветок на земле»
Комбинирова прогнозировать содержание
раздела. Читать бегло,
нный урок.
Тест.
выразительно; различать
А.П. Платонов «Ещё мама»
Урок
произведения разных
изучения
жанров. Объяснять выбор
нового
автором заглавия, его смысл;
материала.
А.П. Платонов «Ещё мама»
Комбинирова выбирать заголовок
произведения из
нный урок.
предложенных. Уметь:
М.М Зощенко «Золотые слова»
Урок
читать «про себя», осознавая
изучения
Тест.
содержание текста, отвечать
нового
на вопросы по содержанию
материала.
М.М Зощенко «Золотые слова»
Комбинирова литературного текста,
определять тему, идею
нный урок.
М.М. Зощенко «Великие
Комбинирова произведения. Соотносить
иллюстративный материал и
путешественники»
нный урок.

Установление причинноследственных связей.
Построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Устанавливать аналогии,
формулировать собственное
мнение и позицию, выделять
существенную информацию.

Познавательные:
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в
устной форме; умение
структурировать знания. Учиться
основам смыслового чтения
поэтического текста, выделять
существенную информацию.
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Регулятивные:
Понимать и сохранять учебную
задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия;
адекватно воспринимать оценку
учителя. Воспринимать учебное
задание, выбирать
последовательность действий,
оценивать ход и результат
выполнения. Строить логические

113
114
115

М.М. Зощенко «Великие
путешественники»
Н.Н. Носов « Федина задача»
Н.Н. Носов «Телефон»

116

В.Ю. Драгунский
« Друг детства»

117

Обобщающий урок по разделу
«Собирай по ягодке- наберёшь
кузовок»
Проверочная работа.

118

119

120

121
122
123
124

Уроквикторина.
Урок-игра
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Контрольнообобщающий
урок.

содержание литературного
произведения. Описывать
основные события рассказа.
Пересказ на основе
иллюстрации.
Научимся понимать смысл
юмористического
произведения,
самостоятельно придумывать
юмористические рассказы о
жизни детей. Сравнивать
содержание произведения и
пословицы.

По страницам детских журналов ( 9 ч.)
Знакомство с разделом. По
Урок
Знание названий детских
страницам журналов для детей.
введения в
журналов, понятия «темп
«Мурзилка» и «Веселые картинки»
новую тему.
чтения». Знание, как устроен
журнал
Л.А.Кассиль «Отметки Риммы
Урок
Умение устанавливать темп
Лебедевой»
изучения
чтения, работать с
нового
иллюстрациями,
материала.
ориентироваться в журнале.
Ю.И. Ермолаев
Урок
Умение найти нужную
« Проговорился»
изучения
статью в журнале или
нового
рубрику, находить отличия
материала.
Ю.И. Ермолаев
Комбинирова книги от журнала.
Поддерживать диалог,
« Воспитатели»
нный урок.
вступить в дискуссию,
Г.Б. Остер « Вредные советы»
Урок - игра
оценить свой ответ. Умение
Г.Б. Остер « Как получаются
Урок - игра
проводить лексическую
легенды»
Р. Сеф « Весёлые стихи»
Комбинирова работу, создавать небольшой
устный текст на заданную
нный урок.

рассуждения, проводить
аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей
учебной деятельности.
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве; строить
понятные для партнёра
высказывания; задавать вопросы;
контролировать свои действия и
действия партнёра.

Познавательные: пользоваться
разными видами чтения:
изучающим, просмотровым,
ознакомительным; извлекать
информацию, представленную в
разных формах (сплошной текст;
не сплошной текст –
иллюстрация, таблица,
схема);строить рассуждения
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели
урока; составлять план решения
учебной проблемы совместно с
учителем; успешности своей
работы и работы других в
соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные: оформлять

125
126

127

128

129

130

131

132

133
134
135

136

Создание сборника добрых советов
Обобщающий урок по разделу «По
страницам детских журналов»
Проверочная работа.

Урок - проект
Контрольнообобщающий
урок.

тему. Умение определять
тему и главную мысль,
участвовать в обсуждении
прочитанного произведения,
читать выразительно. Умение
поддержать диалог, вступить
в дискуссию, оценить свой
ответ.

Зарубежная литература ( 10 ч.)
Знание понятий:
Знакомство с разделом
Урок
«драматизация», «волшебная
Мифы Древней Греции « Храбрый
введения в
сказка». Умение понимать
Персей»
новую тему.
содержание текста и
Мифы Древней Греции « Храбрый
Урок
подтекста несложных по
Персей»
развития
художественному и
умений и
смысловому уровню
навыков
произведений; составлять
Урок
Проверка техники чтения.
небольшое монологическое
обобщения и
систематизац высказывание с опорой на
авторский текст. Умение
ии знаний.
соблюдать интонацию при
КонтрольноИтоговая диагностическая работа
обобщающий чтении; читать осознанно
текст художественного
урок.
произведения. Умение
Г.Х. Андерсен
Урок
определять характер текста;
« Гадкий утёнок»
изучения
читать осознанно текст
нового
художественного
материала.
Г.Х. Андерсен
Комбинирова произведения; определять
тему и главную мысль
« Гадкий утёнок»
нный урок.
произведения; оценивать
Тест.
события, героев
Г.Х. Андерсен
Урок
произведения. Умение
« Гадкий утёнок»
закрепления.
подбирать эпизоды из текста
Знакомство творчеством Братьев
Комбинирова
к иллюстрациям; определять
Гримм
нный урок.
мотивы поведения героев
Обобщающий урок по разделу
Контрольнопутем выбора правильного
«Зарубежная литература»
обобщающий
ответа из ряда предложений.
урок.
Проверочная работа.
Умение читать выразительно
Брейн-ринг. (обобщающий урок за
Урок-игра
текст художественного
курс 3-го класса).

свои мысли в устной и
письменной форме с учётом
речевой ситуации; высказывать и
обосновывать свою точку
зрения; договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

Познавательные: пользоваться
разными видами чтения:
изучающим, просмотровым,
ознакомительным; извлекать
информацию, представленную в
разных формах (сплошной текст;
не сплошной текст –
иллюстрация, таблица,
схема);строить рассуждения
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели
урока; составлять план решения
учебной проблемы совместно с
учителем; успешности своей
работы и работы других в
соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и
письменной форме с учётом
речевой ситуации; высказывать и
обосновывать свою точку
зрения; договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

произведения и выделять
главное в прочитанном;
пересказывать, делить текст на
смысловые части, составлять
его простой план; оценивать
события, героев произведения.
Делить текст на смысловые
части, составлять его простой
план; оценивать события,
героев произведения;
приводить примеры
произведений фольклора
(пословицы, загадки, сказки);
различать сказки народные и
литературные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)532-05-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».