07.12.2020
Опросники для выявления степени одарённости у ребёнка.
Опросник для выявления
одаренных учащихся
Предлагаемый опросник разработан Е.Н. Задориной на основе многофакторной
модели одаренности (K. Heller, W. Sierwald, C. Perleth). Опросник включает в
себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных
способностей, творческих способностей (креативности), социальной
компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности.
Учителям предлагается, опираясь на перечни основных параметров различных
сфер одаренности, выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и
проранжировать их. При этом
необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей данной возрастной
группы определенного типа школы.
При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется:
- обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной
деятельности никак не проявились;
- не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное,
непоколебимое;
- обращать внимание на то, что у учащегося могут проявлятся способности в
различных сферах деятельности.
Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных
учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности
проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое
оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.
Основные параметры интеллектуальных способностей:
·
способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность
к обобщениям); математические способности;
·
способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);
·
языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей,
легкость овладения иностранными языками);
·
учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память,
безошибочное воспроизведение, активность);
·
технические и конструкторские способности;
·
знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких
областях науки, искусства и т. д.
Основные параметры творческих способностей:
·
любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
·
находчивость, фантазия, воображение;
·
альтернативное мышление;
·
творческое мышление, изобретательность, выдумка;
·
гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек
зрения;
·
оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;
·
самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении;
·
самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами;
·
широта и глубина интересов;
·
устойчивость увлечений и интересов.
Основные параметры социальной одаренности:
·
способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
·
способность к самоутверждению, уверенность в себе;
·
проявление инициативы в социальных ситуациях;
·
чуткость, способность к сопереживанию;
·
способность сотрудничать и разрешать конфликты;
·
способность руководить и принимать на себя ответственность;
·
общительность, популярность в классе.
Основные параметры музыкальных способностей:
·
чувство ритма и такта;
·
музыкальная память;
·
способность различать высоту тона;
·
акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания
различных инструментов;
·
способность распознавать гармонию;
·
способность сочинять мелодию;
·
способность повторить голосом заданную мелодию;
·
радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;
·
особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном
инструменте.
Основные параметры психомоторных способностей:
·
ловкость пальцев;
·
ловкость рук;
·
ловкость тела;
·
точность движений и быстрота;
·
выносливость при физическом напряжении;
·
интерес к точной механике и практическим заданиям;
·
практические наклонности;
·
способности к черчению.
Опросник для выявления
одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой, может быть использован для
оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает
характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности:
интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной,
артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной,
социальной.
Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики
указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща
учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая
оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.
- Интеллектуальная
сфера
- Высокая
познавательная активность, мобильность.
- Быстрота
и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость
внимания.
- Оперативная
память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных
заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно
запомнить.
- Навыки
логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в
мыслях.
- Богатство
активного словарного запаса.
- Быстрота
и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает
связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо
понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не
высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков
других людей, мотивы их поведения.
- Выраженная
установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость
творческого мышления и воображения.
- Владение
основными компонентами умения учиться.
- Способность
контролировать собственную творческую
деятельность, повышенный темп умственного развития.
- Возможность
предвосхищения результата деятельности.
- Сфера
академических достижений
- Богатый
словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный
интерес к вычислениям, математическим отношениям.
- Повышенное
внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация
понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает
мысли ясно и точно (устно и письменно).
- Читает
книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников
на год-два.
- Хорошая
«моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой
(хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение
научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение
художественной.
- Не
унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не
получился.
- Пытается
выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет
много времени созданию собственных «проектов».
- Любит
обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
III. Творческая сфера
- Высокая
продуктивность в различных видах деятельности.
- Изобретательность
в использовании материалов и идей.
- Склонность
к завершенности и точности в занятиях.
- Задает
много вопросов по интересующему предмету.
- Любит
рисовать.
- Проявляет
тонкое чувство юмора.
- Не
боится быть не таким, как все.
- Склонен
к фантазиям, к игре.
- Литературная
сфера
- Может
легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
- Придумывает
что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет
хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет
передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет
ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о
котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит
писать рассказы или статьи.
- Изображает
в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
- Артистическая
сфера
- Легко
входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется
актерской игрой.
- Меняет
тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает
и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть
какую-либо драматическую сцену.
- Передает
чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится
вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с
увлечением рассказывает.
- С
большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
- Пластичен
и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже
испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после
«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
- Музыкальная
сфера
- Отзывается
очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо
поет.
- В игру
на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит
музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
- Может
петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении
или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет
оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо
играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
- Хорошо
выполняет различные задания по ручному труду.
- Интересуется
механизмами и машинами.
- В мир
его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
радиоприемников.
- Может
легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания
новых поделок, игрушек.
- Понимает
причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит
рисовать чертежи механизмов.
- Читает
журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
- Тонкость
и точность моторики.
- Развитая
двигательно-моторная координация.
- Стремится
к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит
участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно
преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В
свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,
футбол, баскетбол и т.д.).
- Сфера
художественных достижений
- Проявляет
большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет
большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки
и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно
относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален
в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события),
составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток и т.д.).
- Всегда
готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой
площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда
имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
- Прибегает
к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Любит работать
с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи
в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется
произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою
собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.
- Социальная
сфера
- Легко
приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда
выполняет свои обещания, ответствен.
- Отличается
высокой общительностью с окружающими.
- Стремится
к доминированию среди сверстников.
- Сверстники
обращаются за советом.