РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям: Концентрический курс: Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2018. – (УМК «Сфера жизни»). Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина. « Биология. Человек» / Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. – М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»). Общая характеристика учебного предмета Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого орга низма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Цели курса Целями биологического образования являются: Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащи хся в ту или иную группу или общность в качестве носителей её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы. Место учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе основной школы выделяется 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся 8 класса должны Знать: сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь: объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде Содержание программы Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Тема 2. Происхождение человека (2 ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч) Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого орг анизма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Лабораторные и практические работы 1. 2. Строение животной клетки. Изучение микроскопического строение тканей. Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат (2 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Тема 6. Нервная система (6 ч) Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значен ие коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Лабораторные и практические работы 3. Изучение головного мозга человека. Тема 7. Анализаторы (4 ч) Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слу ха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Лабораторные и практические работы 4. Изучение изменения размера зрачка. Тема 8. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузк а. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Лабораторные и практические работы 5. 6. 7. Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*. Тема 9. Внутренняя среда организма (5 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточн ые элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Лабораторные и практические работы 8. Изучение микроскопического строения крови. Тема 10. Транспорт веществ (7 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосуда м. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Лабораторные и практические работы 9. Определение пульса в разных условиях. Тема 11. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Лабораторные и практические работы 10. Определение частоты дыхания. Тема 12. Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследован ия И.П.Павлова в области пищеварения. Тема 13. Обмен веществ и энергии (4 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Практическая работа 1 Определение энерготрат и составление рациона Тема 14. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Тема 15. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Тема 16. Размножение и развитие (3 ч) Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Тема 17. Высшая нервная деятельность (4 ч) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоци и. Особенности психики человека. Тема 18. Обобщение и повторение (3 ч) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигате льная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела, темы Тема 1. Место человека в системе органического мира Тема 2. Происхождение человека Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 6. Нервная система Тема 7. Анализаторы Тема 8. Опора и движение Тема 9. Внутренняя среда организма Тема 10. Транспорт веществ Тема 11. Дыхание Тема 12. Пищеварение Тема 13. Обмен веществ и энергии Тема 14. Выделение Тема 15. Покров тела Тема 16. Размножение и развитие Тема17. Высшая нервная деятельность 18 Тема18. Обобщение и закрепление Итого Количество Лабораторные часов и практические работы 2 1 сентябрь- День знаний 2 1 3 сентябрь - День солидарности в борьбе с терроризмом. 5 16 ноябрь–Международный день толерантности. 26 ноябрь–День матери в России. 3 декабрь- Международный день инвалида. 8 февраль -День Российской науки. 23 февраль – День защитника Отечества. 8 март– Международный женский день. 15 май – Международный день семьи. Итоговые работы 2 К.р. 1 1 3 1 1 1 К.р. К.р. К.р. 1 К.р. 2 5 4 8 5 6 5 5 4 2 3 4 4 3 70 К.р. К.р. К.р. 11 К.р 9 Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс № Дата по плану Тема урока, Раздел темы Количес тво часов по програм ме Дата по факту Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) предметные 1 Место человека в системе органического мира 1 2 Особенности человека. 1 Раздел 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2 часа) Учащиеся должны знать: — признаки, доказывающие родство человека и животных. Учащиеся должны уметь: — анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас Учащиеся должны знать: — биологические и социальные факторы антропогенеза; — основные этапы эволюции человека; — основные черты рас человека. метапредметные УУД личностные Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке — формирование ответственного отношения к учению, труду; — формирование целостного мировоззрения; — формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — формирование целостного мировоззрения — разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. 3 Происхождени е человека и этапы его становления 1 Учащиеся должны знать: — биологические и социальные факторы антропогенеза; — основные этапы эволюции человека; 4 Расы человека, их происхождение и единство 1 Учащиеся должны знать: — основные черты рас человека. — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; Раздел 2. Происхождение человека (2 часа) — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям, людям разных национальностей 5 6 История развития знаний о строении и функциях организма человека Клеточное строение организма. Л.Р. № 1 «Строение животной клетки» 1 Учащиеся должны знать: — вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека. Учащиеся должны знать: — основные признаки организма человека. Учащиеся должны уметь: — узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; — устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час) Пользоваться поисковыми системами Интернета. — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч.) готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников. — формирование ответственного отношения к учению, труду; — формирование целостного мировоззрения; — формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; 7 Ткани. Л.Р. № 2 «Изучение микроскопичес кого строения тканей». 8 Ткани и органы. 9 Системы органов. Организм. 10 Контрольная работа по теме «Общий обзор организма человека» 1 11 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. 1 2 Учащиеся должны уметь: — узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; — устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем. Учащиеся должны уметь: — узнавать основные органы и знать, какие органы составляют системы органов. Готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников — формирование ответственного отношения к учению, труду; — формирование целостного мировоззрения; — формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; Учащиеся должны уметь: — узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; — устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем. Раздел 5. координация и регуляция (2 часа) Учащиеся должны знать: — роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов. Учащиеся должны уметь: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. — формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. — выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; — соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. 12 13 Роль гормонов в обменных процессах. Нервногуморальная регуляция, её нарушения. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. 1 1 должны знать: — роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов. Учащиеся должны знать: — роль регуляторных систем. Строение и значение н.с. Знать виды н.с. — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Раздел 6. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5 ЧАСОВ) — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; 14 Спинной мозг, строение и функции. 1 Учащиеся должны знать: Строение и значение н.с. 15 Головной мозг, строение и функции. Л.Р. №3 «Изучение головного мозга человека» 1 Учащиеся должны знать: строение и функции головного мозга 16 Полушария большого мозга 1 Учащиеся должны знать: строение и функции полушария большого мозга 17 Контрольная работа по темам «Координация и регуляция» и 1 возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; «Нервная система» 18 Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор Л.Р. №4 «Изучение изменения размера зрачка» 1 19 Анализаторы слуха и равновесия 1 20 Кожномышечная чувствительнос ть. Обоняние. Вкус. 1 Раздел 7. АНАЛИЗАТОРЫ (4 ЧАСА ) Учащиеся должны соблюд ать меры профилактики заболеваний органов чувств Учащиеся должны уметь: — выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 21 Контрольная работа по теме «Анализаторы» 1 Раздел 8. опора и движение (8 часов) Учащиеся должны знать: — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека. 1 23 Аппарат опоры и движения. Значение скелета. Кости скелета. Скелет головы и туловища Л.Р. № 5 «Изучение внешнего строения костей» 24 Скелет конечностей 1 Учащиеся должны знать: — части скелета человека; 25 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей Л.Р. № 1 Учащиеся должны уметь: — распознавать части скелета на наглядных пособиях; — находить на наглядных пособиях основные мышцы; 22 1 — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Заниматься самообразованием использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; 6 «Измерение массы и роста своего организма» 26 27 28 Мышцы, их строение и функции Работа мышц Л.Р. №7 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Взаимосвязь строения и — оказывать первую доврачебную помощь при переломах. 1 Учащиеся должны знать: — основные скелетные мышцы человека. 1 1 Учащиеся должны знать: Виды работы мышц человека. информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 29 функций опорнодвигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. Контрольная работа по теме «Опора и движение» — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. 1 30 Внутренняя среда организма и ее значение Л.Р. №8 Микроскопиче ское строение крови человека и лягушки» 1 31 Плазма крови. Форменные 1 Учащиеся должны знать: — признаки внутренней среды организма; — признаки иммунитета; — сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови. Учащиеся должны уметь: использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета Раздел 9. внутренняя среда организма (5 часов) готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Учащиеся должны уметь: Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды элементы крови, их строение и функции. 32 Иммунитет — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови. 1 Учащиеся должны уметь: — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 33- 34 1 Группы крови. Переливание крови. 35 - 36 1 1 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращени я. — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови. 1 Учащиеся должны знать: — существенные признаки транспорта веществ в организме. Учащиеся должны уметь: — различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем; — измерять пульс и кровяное давление; — оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; Раздел 10. транспорт веществ (6 часов) Учащиеся должны Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою уметь: — обобщать и делать деятельность и поступки других выводы по изученному людей с точки зрения сохранения материалу; окружающей среды – гаранта жизни — работать с и благополучия людей на Земле. дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы 37 Работа сердца 1 Учащиеся должны знать: — существенные признаки транспорта веществ в организме. Строение сердца и его функции. 38 Движение крови по сосудам Л.Р. № 9 «Подсчет пульса в разных условиях» 2 Учащиеся должны уметь: — различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем; — измерять пульс и кровяное давление; 39 Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждени е. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. 1 — оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях под руководством учителя; использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 40 Контрольная работа по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ» 1 41 Значение дых ания. Строение органов дыхания. 1 42 Газообмен в легких и тканях Л.Р. № 10 «Определение частоты дыхания» 1 43 Дыхательные движения. 1 Раздел 11. дыхание (5 часов) Учащиеся должны знать: — органы дыхания, их строение и функции; — гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена. готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета Учащиеся должны уметь: Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других Жизненная ёмкость лёгких. 44 Заболевания органов дыхания, их предупреждени е 1 — оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения 45 Контрольная работа по теме «Дыхание» окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле . 1 46 Пищевые про дукты, питательные вещества и их превращение в организме. 1 Учащиеся должны знать: — органы пищеварительной системы; — гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы. 47 Строение и функции пищеварительн ой системы. 1 Учащиеся должны уметь: — характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. 48 Пищеварение в ротовой полости. 1 Учащиеся должны знать: — органы пищеварительной системы; — гигиенические меры и меры профилактики Раздел 12. пищеварение (5 часов) Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. нарушения работы пищеварительной системы. Учащиеся должны уметь: — характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. 49 Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. 1 50 Пищеварение в кишечнике. В сасывание п итательных веществ. 1 гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы. — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Гигиена питания. 51 52 53 54 Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в организме. 1 Практическая работа 1 Определение энерготрат и составление рациона Контрольная работа по темам 1 1 1 Раздел 13. обмен веществ и энергии (4 часа) Учащиеся должны знать: — особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; — роль витаминов. Учащиеся должны уметь: — выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Учащиеся должны знать: — роль витаминов для человека. и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; «Пищеварение и обмен веществ» 55 Органы выдел ения. Строение и функции почек. 1 Учащиеся должны знать: — органы мочевыделительной системы; — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. 56 Предупрежден ие заболеваний м очевыделитель ной системы. 1 Учащиеся должны знать: — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. источников; Раздел 14. выделение (2 часа) Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных— пол ьзоваться поисковыми системами Интернета. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. 57 Покровы тела. Строение и функции кожи. 1 58 Роль кожи в теплорегуляци и. 1 59 Гигиена кожи. Первая помощь при травмах, ожогах, 1 Раздел 15. покровы тела (3 часа) Учащиеся должны знать: — строение и функции кожи; — гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Учащиеся должны знать: гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках обморожениях и их профилактика. волосами, обувью и одеждой. Учащиеся должны уметь: — объяснять механизм терморегуляции; — оказывать первую помощь при повреждении кожи, тепловых и солнечных ударах 60 Система органов размножения. 1 Учащиеся должны знать: — строение и функции органов половой системы человека; 61 Внутриутробно е развитие организма. 1 62 Возрастные процессы. 1 — основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. 63 Контрольная работа по темам «Выделение, покровы тема и размнодение» 1 информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. самостоятельной деятельности вне школы. Раздел 16. размножение и развитие (4 часа) Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Раздел 17. высшая нервная деятельность (4 часов) 64 65 66 67 Поведение человека. Рефлекс - ос нова нервной деятельности. 1 Биологические ритмы. Сон и его значение. 1 Особенности высшей нервн ой деятельнос ти человека. Познавательны е процессы. Р ечь, мышление. Память, эмоции. Типы нервной деятельности 1 Учащиеся должны знать: — строение и виды рефлексов — особенности ВНД человека— значение сна, его фазы. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Учащиеся должны знать: — значение сна, его фазы. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки психики человека Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. характеризовать типы нервной системы. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. 1 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 68 Промежуточна я аттестация по разделу биологии «Че ловек» 69 70 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 1 Промежуточная аттестация. Обобщение и повторение (3 часа) Повторение и обобщение Повторение и обобщение Учащиеся должны — формирование ответственного отношения к учению, труду; знать: — приёмы рациональной — формирование целостного организации труда и мировоззрения; отдыха; — формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; Учащиеся должны уметь: — соблюдать нормы — формирование осознанности и личной гигиены и уважительного отношения к профилактики коллегам, другим людям; заболеваний; — оказывать первую доврачебную помощь. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная учебная литература 1. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6–11 классы. - М.: Дрофа, 2012 . 2. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (красная вертикаль). - М.: Дрофа, 2011. 3. Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология. Человек. 8 класс»: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014. 4. Электронное приложение к учебнику. 5. Н.Б.Ренева, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. 8 класс. Человек». - М.: Дрофа, 2012 . 6. Сборник нормативных документов. Биология. - М.: Дрофа, 2010 . 7. В.И.Сивоглазов. Современный урок биологии в 8 классе по курсу Н.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2011 . 8. Т.В.Козачек. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. 8 класс. Человек». – В.: «Учитель», 2012. 9. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии.8 класс. Человек. – М.: «Вако», 2011 . 10. С.И.Гуленков, Н.И.Сонин. Тестовые задания по биологии 8 класс. Человек. - М.: Дрофа, 2012. 11. Ч.А. Абдулгамидов, Н.И. Сонин. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М.: «Классик Стиль», 2011. Литература для учащихся 1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (красная вертикаль). - М.: Дрофа, 2011. 2. Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология. Человек. 8 класс»: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014. 3. Электронное приложение к учебнику.