РП БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и ориентирована на
работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
 Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2018. –
(УМК «Сфера жизни»).
 Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина. « Биология. Человек» / Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. –
М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания
человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы
познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому
материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и
информационных областях.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и
формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь
с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации,
понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого орга низма,
полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально
организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Цели курса
Целями биологического образования являются:
 Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащи хся в ту
или иную группу или общность в качестве носителей её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с
миром живой природы;
 Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
 Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
 Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния
факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками
информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
 Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других
людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧ-инфекции.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
 Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и
других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
 Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
 Овладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательными,
информационными,
ценностно-смысловыми,
коммуникативными;
 Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры
как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе основной школы
выделяется 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 8 класса должны









Знать:
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических
групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний;




оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде

Содержание программы
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и
различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Тема 2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и
единство.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого орг анизма. Системы
органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы
1.
2.

Строение животной клетки.
Изучение микроскопического строение тканей.

Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат (2 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Тема 6. Нервная система (6 ч)
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части
нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значен ие
коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Лабораторные и практические работы
3.

Изучение головного мозга человека.

Тема 7. Анализаторы (4 ч)
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слу ха.
Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы

4.

Изучение изменения размера зрачка.

Тема 8. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой
деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении
костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузк а.
Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
5.
6.
7.

Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 9. Внутренняя среда организма (5 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточн ые
элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные
заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы
8.

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 10. Транспорт веществ (7 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосуда м.
Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Лабораторные и практические работы
9.

Определение пульса в разных условиях.

Тема 11. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях;
перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы

10. Определение частоты дыхания.

Тема 12. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение
и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследован ия
И.П.Павлова в области пищеварения.
Тема 13. Обмен веществ и энергии (4 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Практическая работа 1 Определение энерготрат и составление рациона
Тема 14. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из
организма продуктов обмена веществ.
Тема 15. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их
предупреждение.
Тема 16. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
Планирование семьи.
Тема 17. Высшая нервная деятельность (4 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов.
Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной
системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоци и.
Особенности психики человека.
Тема 18. Обобщение и повторение (3 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении,
отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигате льная активность,
закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в
окружающей среде.

Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3

4
5

Название раздела, темы

Тема 1. Место человека в системе органического
мира
Тема 2. Происхождение человека
Тема 3. Краткая история развития знаний о
строении и функциях организма человека
Тема 4. Общий обзор строения и функций
организма человека
Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная
регуляция. Эндокринный аппарат

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема 6. Нервная система
Тема 7. Анализаторы
Тема 8. Опора и движение
Тема 9. Внутренняя среда организма
Тема 10. Транспорт веществ
Тема 11. Дыхание
Тема 12. Пищеварение
Тема 13. Обмен веществ и энергии
Тема 14. Выделение
Тема 15. Покров тела
Тема 16. Размножение и развитие
Тема17. Высшая нервная деятельность

18

Тема18. Обобщение и закрепление
Итого

Количество Лабораторные
часов
и практические
работы
2

1 сентябрь- День знаний

2
1

3 сентябрь - День солидарности в
борьбе с терроризмом.

5

16 ноябрь–Международный день
толерантности.
26 ноябрь–День матери в России.
3 декабрь- Международный день
инвалида.
8 февраль -День Российской науки.
23 февраль – День защитника
Отечества.
8 март– Международный женский
день.
15 май – Международный день семьи.

Итоговые
работы

2

К.р.

1
1
3
1
1
1

К.р.
К.р.
К.р.

1

К.р.

2

5
4
8
5
6
5
5
4
2
3
4
4
3
70

К.р.
К.р.

К.р.

11

К.р
9

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
№

Дата
по
плану

Тема урока,
Раздел темы

Количес
тво
часов
по
програм
ме

Дата
по
факту

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

предметные

1

Место человека
в системе
органического
мира

1

2

Особенности
человека.

1

Раздел 1. МЕСТО
ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ
ОРГАНИЧЕСКОГО
МИРА (2 часа)
Учащиеся должны знать:
— признаки,
доказывающие родство
человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать
особенности строения
человека и
человекообразных обезьян,
древних предков человека,
представителей различных
рас
Учащиеся должны знать:
— биологические и
социальные факторы
антропогенеза;
— основные этапы
эволюции человека;
— основные черты рас
человека.

метапредметные
УУД

личностные

Учащиеся должны
уметь:
— работать с
учебником, рабочей
тетрадью и
дидактическими
материалами,
составлять конспект
параграфа учебника до
и/или после изучения
материала на уроке

— формирование ответственного
отношения к учению, труду;
— формирование целостного
мировоззрения;
— формирование коммуникативной
компетенции в общении с
коллегами;

Учащиеся должны
уметь:
— работать с
учебником, рабочей
тетрадью и
дидактическими
материалами,
составлять конспект
параграфа учебника до
и/или после изучения
материала на уроке;

— формирование целостного
мировоззрения

— разрабатывать планконспект темы,
используя разные
источники
информации;
— готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

3

Происхождени
е человека и
этапы его
становления

1

Учащиеся должны знать:
— биологические и
социальные факторы
антропогенеза;
— основные этапы
эволюции человека;

4

Расы человека,
их
происхождение
и единство

1

Учащиеся должны знать:
— основные черты рас
человека.

— готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;

Раздел 2. Происхождение
человека (2 часа)
— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям, людям
разных национальностей

5

6

История
развития
знаний о
строении и
функциях
организма
человека

Клеточное
строение
организма.
Л.Р. № 1
«Строение
животной
клетки»

1

Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных
учёных в развитие знаний
об организме человека.

Учащиеся должны знать:
— основные признаки
организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— узнавать основные
структурные компоненты
клеток, тканей на таблицах
и микропрепаратах;
— устанавливать и
объяснять взаимосвязь
между строением и
функциями клеток тканей,
органов и их систем.
— выполнять лабораторные
работы под руководством
учителя;

— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
Раздел 3. Краткая
история развития
знаний о строении и
функциях организма
человека (1 час)
Пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

Раздел 4. Общий
обзор строения и
функций организма
человека (5 ч.)
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников.

— формирование ответственного
отношения к учению, труду;
— формирование целостного
мировоззрения;
— формирование коммуникативной
компетенции в общении с
коллегами;

7

Ткани. Л.Р. №
2 «Изучение
микроскопичес
кого строения
тканей».

8

Ткани и
органы.

9

Системы
органов.
Организм.

10

Контрольная
работа по теме
«Общий обзор
организма
человека»

1

11

Гуморальная
регуляция.
Эндокринный
аппарат
человека, его
особенности.

1

2

Учащиеся должны уметь:
— узнавать основные
структурные компоненты
клеток, тканей на таблицах
и микропрепаратах;
— устанавливать и
объяснять взаимосвязь
между строением и
функциями клеток тканей,
органов и их систем.
Учащиеся должны уметь:
— узнавать основные
органы и знать, какие
органы составляют системы
органов.

Готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
Готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников

— формирование ответственного
отношения к учению, труду;
— формирование целостного
мировоззрения;
— формирование коммуникативной
компетенции в общении с
коллегами;

Учащиеся должны уметь:
— узнавать основные
структурные компоненты
клеток, тканей на таблицах
и микропрепаратах;
— устанавливать и
объяснять взаимосвязь
между строением и
функциями клеток тканей,
органов и их систем.
Раздел 5. координация и
регуляция (2 часа)
Учащиеся должны знать:
— роль регуляторных
систем;
— механизм действия
гормонов.
Учащиеся должны уметь:

готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

— формирование коммуникативной
компетенции в общении с
коллегами

Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

— выявлять существенные
признаки строения и
функционирования органов
чувств;
— соблюдать меры
профилактики заболеваний
органов чувств.

12

13

Роль гормонов
в обменных
процессах.
Нервногуморальная
регуляция, её
нарушения.

Нервная
регуляция.
Строение и
значение
нервной
системы.

1

1

должны знать:
— роль регуляторных
систем;
— механизм действия
гормонов.

Учащиеся должны знать:
— роль регуляторных
систем. Строение и
значение н.с. Знать виды
н.с.

— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы
под руководством
учителя;
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Раздел 6. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
(5 ЧАСОВ)
— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

14

Спинной
мозг, строение
и функции.

1

Учащиеся должны
знать: Строение и значение
н.с.

15

Головной
мозг, строение
и функции.
Л.Р. №3
«Изучение
головного
мозга
человека»

1

Учащиеся должны
знать: строение и функции
головного
мозга

16

Полушария
большого мозга

1

Учащиеся должны
знать: строение и функции
полушария большого мозга

17

Контрольная
работа по
темам
«Координация
и регуляция» и

1

возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

«Нервная
система»

18

Анализаторы,
их строение и
функции.
Зрительный
анализатор Л.Р.
№4 «Изучение
изменения
размера
зрачка»

1

19

Анализаторы
слуха и
равновесия

1

20

Кожномышечная
чувствительнос
ть. Обоняние.
Вкус.

1

Раздел
7. АНАЛИЗАТОРЫ (4
ЧАСА )
Учащиеся должны соблюд
ать меры профилактики
заболеваний органов чувств

Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные
признаки строения и
функционирования органов
чувств
соблюдать меры
профилактики заболеваний
органов чувств

использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий
использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;
Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

21

Контрольная
работа по теме
«Анализаторы»

1

Раздел 8. опора и
движение (8 часов)
Учащиеся должны знать:
— химический состав и
строение костей;
— основные скелетные
мышцы человека.

1

23

Аппарат опоры
и движения.
Значение
скелета. Кости
скелета.
Скелет головы
и туловища
Л.Р. № 5
«Изучение
внешнего
строения
костей»

24

Скелет
конечностей

1

Учащиеся должны знать:
— части скелета человека;

25

Первая помощь
при
растяжении
связок,
вывихах
суставов,
переломах
костей Л.Р. №

1

Учащиеся должны уметь:
— распознавать части
скелета на наглядных
пособиях;
— находить на наглядных
пособиях основные
мышцы;

22

1

— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.

Заниматься самообразованием

использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета
Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

6 «Измерение
массы и роста
своего
организма»

26

27

28

Мышцы, их
строение и
функции
Работа мышц
Л.Р. №7
«Выявление
влияния
статистической
и
динамической
работы на
утомление
мышц»
Значение
физических
упражнений
для
формирования
аппарата опоры
и движения.
Взаимосвязь
строения и

— оказывать первую
доврачебную помощь при
переломах.

1

Учащиеся должны знать:
— основные скелетные
мышцы человека.

1

1

Учащиеся должны знать:
Виды работы мышц
человека.

информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы
под руководством
учителя;
использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета

использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;

Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения
окружающей среды

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

29

функций
опорнодвигательного
аппарата. Роль
двигательной
активности в
развитии
аппарата опоры
и движения
человека.
Контрольная
работа по теме
«Опора и
движение»

— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.

1

30

Внутренняя
среда
организма и ее
значение Л.Р.
№8
Микроскопиче
ское строение
крови человека
и лягушки»

1

31

Плазма крови.
Форменные

1

Учащиеся должны знать:
— признаки внутренней
среды организма;
— признаки иммунитета;
— сущность прививок и их
значение.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать между собой
строение и функции клеток
крови;
— объяснять механизмы
свёртывания и переливания
крови.
Учащиеся должны уметь:

использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета
Раздел 9. внутренняя
среда организма (5
часов)
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле.

Учащиеся должны
уметь:

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в

Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения
окружающей среды

элементы
крови, их
строение и
функции.

32

Иммунитет

— сравнивать между собой
строение и функции клеток
крови;
— объяснять механизмы
свёртывания и переливания
крови.

1

Учащиеся должны уметь:
— сравнивать между собой
строение и функции клеток
крови;

— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы
под руководством
учителя
Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета

том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле.

33-

34

1

Группы крови.
Переливание
крови.

35 -

36

1

1

Движение
крови и лимфы
в организме.
Органы
кровообращени
я.

— объяснять механизмы
свёртывания и переливания
крови.

1

Учащиеся должны знать:
— существенные признаки
транспорта веществ в
организме.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать
органы кровеносной и
лимфатической систем;
— измерять пульс и
кровяное давление;
— оказывать первую
доврачебную помощь при
кровотечениях.

использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

Раздел 10. транспорт веществ (6
часов)
Учащиеся должны
Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
уметь:
— обобщать и делать
деятельность и поступки других
выводы по изученному
людей с точки зрения сохранения
материалу;
окружающей среды – гаранта жизни
— работать с
и благополучия людей на Земле.
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы

37

Работа сердца

1

Учащиеся должны знать:
— существенные признаки
транспорта веществ в
организме. Строение
сердца и его функции.

38

Движение
крови по
сосудам Л.Р. №
9 «Подсчет
пульса в
разных
условиях»

2

Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать
органы кровеносной и
лимфатической систем;
— измерять пульс и
кровяное давление;

39

Заболевания
сердечнососудистой
системы, их
предупреждени
е. Приемы
оказания
первой помощи
при
кровотечениях.

1

— оказывать первую
доврачебную помощь при
кровотечениях

под руководством
учителя;
использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий

использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле.

40

Контрольная
работа по
темам:
«Внутренняя
среда
организма» и
«Транспорт
веществ»

1

41

Значение дых
ания. Строение
органов
дыхания.

1

42

Газообмен в
легких и тканях
Л.Р. № 10
«Определение
частоты
дыхания»

1

43

Дыхательные
движения.

1

Раздел 11. дыхание (5
часов)
Учащиеся должны знать:
— органы дыхания, их
строение и функции;
— гигиенические меры и
меры профилактики
лёгочных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные
признаки дыхательной
системы, процессы
дыхания и газообмена.

готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета
Учащиеся должны
уметь:

Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле.

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других

Жизненная
ёмкость лёгких.

44

Заболевания
органов
дыхания, их
предупреждени
е

1

— оказывать первую
доврачебную помощь при
спасении утопающего и
отравлении угарным газом

— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы
под руководством
учителя;
использовать
дополнительные
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.

людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск
взаимоотношений человека и
природы.
Формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения

45

Контрольная
работа по теме
«Дыхание»

окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле
.

1

46

Пищевые про
дукты,
питательные
вещества и их
превращение в
организме.

1

Учащиеся должны знать:
— органы
пищеварительной системы;
— гигиенические меры и
меры профилактики
нарушения работы
пищеварительной системы.

47

Строение и
функции
пищеварительн
ой системы.

1

Учащиеся должны уметь:
— характеризовать
пищеварение в разных
отделах пищеварительной
системы.

48

Пищеварение в
ротовой
полости.

1

Учащиеся должны знать:
— органы
пищеварительной системы;
— гигиенические меры и
меры профилактики

Раздел 12.
пищеварение (5 часов)
Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.

нарушения работы
пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать
пищеварение в разных
отделах пищеварительной
системы.

49

Пищеварение в
желудке.
Регуляция
пищеварения.

1

50

Пищеварение в
кишечнике. В
сасывание
п
итательных
веществ.

1

гигиенические меры и меры
профилактики нарушения
работы пищеварительной
системы.

— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы
под руководством
учителя;
Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника

Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.

Гигиена
питания.

51

52

53

54

Общая
характеристика
обмена
веществ и
энергии.
Пластический
и
энергетический
обмен, их
взаимосвязь.
Витамины, их
роль в
организме.

1

Практическая
работа
1 Определение
энерготрат и
составление
рациона
Контрольная
работа по
темам

1

1

1

Раздел 13. обмен веществ
и энергии (4 часа)
Учащиеся должны знать:
— особенности
пластического и
энергетического обмена в
организме человека;
— роль витаминов.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные
признаки обмена веществ и
превращения энергии.
Учащиеся должны знать:
— роль витаминов для
человека.

и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.

— формирование осознанности и
уважительного отношения к
коллегам, другим людям;

«Пищеварение
и обмен
веществ»

55

Органы выдел
ения. Строение
и функции
почек.

1

Учащиеся должны знать:
— органы
мочевыделительной
системы;
— меры профилактики
заболеваний
мочевыделительной
системы.

56

Предупрежден
ие
заболеваний м
очевыделитель
ной системы.

1

Учащиеся должны знать:
— меры профилактики
заболеваний
мочевыделительной
системы.
источников;

Раздел 14. выделение
(2 часа)
Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы
под руководством
учителя;
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и
дополнительных— пол
ьзоваться поисковыми
системами Интернета.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.

57

Покровы тела.
Строение и
функции кожи.

1

58

Роль кожи в
теплорегуляци
и.

1

59

Гигиена кожи.
Первая помощь
при травмах,
ожогах,

1

Раздел 15. покровы тела
(3 часа)
Учащиеся должны знать:
— строение и функции
кожи;
— гигиенические
требования по уходу за
кожей, ногтями, волосами,
обувью и одеждой.

Учащиеся должны знать:
гигиенические требования
по уходу за кожей, ногтями,

Учащиеся должны
уметь:
— обобщать и делать
выводы по изученному
материалу;
— работать с
дополнительными
источниками
информации,
использовать для
поиска информации
возможности
Интернета;
— представлять
изученный материал,
используя возможности
компьютерных
технологий.
— выполнять
лабораторные работы
под руководством
учителя;
готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.

Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках

обморожениях
и их
профилактика.

волосами, обувью и
одеждой.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизм
терморегуляции;
— оказывать первую
помощь при повреждении
кожи, тепловых и
солнечных ударах

60

Система
органов
размножения.

1

Учащиеся должны знать:
— строение и функции
органов половой системы
человека;

61

Внутриутробно
е развитие
организма.

1

62

Возрастные
процессы.

1

— основные этапы
внутриутробного и
возрастного развития
человека.

63

Контрольная
работа по
темам
«Выделение,
покровы тема и
размнодение»

1

информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

готовить устные
сообщения и
письменные рефераты
на основе обобщения
информации учебника
и дополнительных
источников;
— пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

самостоятельной деятельности вне
школы.

Раздел 16. размножение и
развитие (4 часа)
Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне
школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

Раздел 17. высшая
нервная деятельность
(4 часов)
64

65

66

67

Поведение
человека.
Рефлекс - ос
нова нервной
деятельности.

1

Биологические
ритмы. Сон и
его значение.

1

Особенности
высшей нервн
ой деятельнос
ти человека.
Познавательны
е
процессы.
Р
ечь, мышление.
Память,
эмоции.
Типы нервной
деятельности

1

Учащиеся должны
знать:
— строение и виды
рефлексов
— особенности ВНД
человека— значение сна,
его фазы.

Осознавать потребность и готовность
к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной
деятельности вне школы.

Учащиеся должны
знать:
— значение сна, его
фазы.

Осознавать потребность и готовность
к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

Учащиеся должны
уметь:
— выделять
существенные признаки
психики человека

Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

характеризовать типы
нервной системы.

Осознавать потребность и готовность
к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной
деятельности вне школы.

1

Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
68

Промежуточна
я аттестация по
разделу
биологии «Че
ловек»

69

70

Осознавать потребность и готовность
к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.

1

Промежуточная
аттестация. Обобщение и
повторение (3 часа)
Повторение и
обобщение

Повторение и
обобщение

Учащиеся должны
— формирование ответственного
отношения к учению, труду;
знать:
— приёмы рациональной
— формирование целостного
организации труда и
мировоззрения;
отдыха;
— формирование коммуникативной
компетенции в общении с коллегами;
Учащиеся должны
уметь:
— соблюдать нормы
— формирование осознанности и
личной гигиены и
уважительного отношения к
профилактики
коллегам, другим людям;
заболеваний;
— оказывать первую
доврачебную помощь.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная учебная литература
1.
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология,
6–11 классы. - М.: Дрофа, 2012 .
2.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (красная вертикаль). - М.: Дрофа, 2011.
3.
Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология. Человек. 8 класс»: Рабочая тетрадь
(концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
4.
Электронное приложение к учебнику.
5.
Н.Б.Ренева, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. 8 класс. Человек». - М.: Дрофа, 2012 .

6.
Сборник нормативных документов. Биология. - М.: Дрофа, 2010 .
7.
В.И.Сивоглазов. Современный урок биологии в 8 классе по курсу Н.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2011 .
8.
Т.В.Козачек. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. 8 класс. Человек». – В.: «Учитель», 2012.
9.
О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии.8 класс. Человек. – М.: «Вако», 2011 .
10.
С.И.Гуленков, Н.И.Сонин. Тестовые задания по биологии 8 класс. Человек. - М.: Дрофа, 2012.
11.
Ч.А. Абдулгамидов, Н.И. Сонин. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М.: «Классик Стиль», 2011.
Литература для учащихся
1.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (красная вертикаль). - М.: Дрофа, 2011.
2.
Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология. Человек. 8 класс»: Рабочая тетрадь
(концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
3.
Электронное приложение к учебнику.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)532-05-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».