9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков ФГОС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по химии для 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от29.12.2014 г, от 31.12.2015 г. • Примерная программа по химии основного общего образования • Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018 г № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» • Авторская программа по химии (базовый уровень) 9 класс, автор Габриелян О.С • Положение о рабочей программе учебного предмета Цели изучения химии в 9 классе: • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания; • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Задачи: 1. Формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира; 2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности; 3. Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности. Результаты освоения курса химии Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются следующие умения: • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью. • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения: • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»; • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; • классифицировать изученные объекты и явления; • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; • моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул; • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; • проводить химический эксперимент; • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Исходными документами для составления примера рабочей программы явились: 1. Приказ Минобрнауки от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» 2. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего( полного) общего образования» 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 4. Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2012 г. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» 5. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) 6. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 9 КЛАСС Глава 1. Введение. Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции (9ч) Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева План характеристики химического элемента. Характеристика элемента-металла. Характеристика элемента-неметалла. Генетические ряды металла и неметалла. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды Переходные элементы, или переходные металлы. Зависимость химических свойств оксидов и гидроксидов элементов побочных подгрупп Периодической системы Д.И.Менделеева от степени окисления их атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Классификация химических соединений. Бинарные соединения. Бескислородные кислоты. Оксиды: солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Соли: средние, кислые, основные, комплексные. Вещества: кристаллические, аморфные. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Качественные реакции. Эндотермические и экзотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимическое уравнение. Реакции гомогенные и гетерогенные. Реакции обратимые и необратимые. Реакции каталитические и некаталитические. Ферментативные реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химических реакций. Молярная концентрация. Катализ. Катализатор. Ферменты. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»; • характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов)); • характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; • давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора; • объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций; • наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; • проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ). Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; • составлять аннотацию текста; • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаковосимволической форме; • определять виды классификации (естественную и искусственную); • осуществлять прямое дедуктивное доказательство. Глава 2. Химические реакции в растворах (9 ч) Электролитическая диссоциация. Электролиты. Гидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Теория электролитической диссоциации. Простые ионы. Сложные ионы. Катионы. Анионы. Химические свойства кислот как электролитов. Молекулярное уравнение реакции. Полное ионное уравнение реакции. Сокращенное ионное уравнение реакции. Реакции ионного обмена. Электрохимический ряд напряжений металлов. Правило Бертолле. Химические свойства оснований как электролитов. Химические свойства солей как электролитов. Гидролиз солей. Гидролиз. Гидролиз по аниону. Гидролиз по катиону и аниону. Водородный показатель (рН) Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Элетролитическая диссоциация» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • давать определения понятий «электролит», неэлектролит», «электролитическая диссоциация». • давать определения понятий «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты». • понимать, в чем состоит разница между сильными и слабыми электролитами • конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов.Давать определение гидролиза солей. • составлять уравнения реакций гидролиза солей и определять характер среды растворов солей по их составу • определять реакции ионного обмена, условия их протекания. Уметь составлять полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность • приводить примеры реакций ионного обмена, идущих до конца Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • уметь организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. • принимать и сохранять учебную задачу. • формировать развитие умения вести самостоятельный поиск, отбор информации. • принимать и сохранять учебную задачу. • анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений Глава 3. Неметаллы и их соединения (24 ч) Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Общая характеристика элементов VII-группы – галогенов. Галогены. Соединения галогенов. Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, йодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Практическая работа 2. «Изучение свойств соляной кислоты» Халькогены. Сера. Кристаллическая сера. Пластическая сера. Биогенные элементы. Сероводород и сульфиды. Сероводородная кислота. Качественная реакция на сульфид-ион. Кислородные соединения серы. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион. Оксид серы (VI). Серная кислота. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Практическая работа 3. «Изучение свойств серной кислоты» Общая характеристика элементов VA-группы. Азот. Нитриды. Круговорот азота в природе. Аммиак. Соли аммония. Аммиачная вода. Нашатырный спирт. Гидрат аммиака. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Неподеленная электронная пара. Донор электронов. Акцептор электронов. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Практическая работа 4. «Получение аммиака и изучение его свойств Кислородные соединения азота. Оксиды азота. Азотистая кислота. Нитриты. Азотная кислота. Нитраты. Селитры. Фосфор и его соединения. Белый фосфор. Красный фосфор. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота. Фосфаты. Качественная реакция на фосфат- ион. Общая характеристика элементов IVA-группы. Углерод. Круговорот углерода в природе. Алмаз. Графит. Сажа. Древесный уголь. Адсорбция. Кокс. Коксохимическое производство. Карбиды. Кислородные соединения углерода. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота. Карбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион. Гидрокарбонаты. Техническая сода. Пищевая сода. Практическая работа 5. «Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ионы» Углеводороды. Органическая химия. Предельные углеводороды: метан, этан, пропан. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды: этилен, ацетилен. Структурная формула. Реакция дегидрирования. Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. Этиловый спирт. Трехатомный спирт глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Ацетаты. Реакции присоединения. Кремний и его соединения. Кремний. Силан. Силициды. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Силикаты. Силикатная промышленность. Цемент. Стекло. Керамика. Фарфор. Фаянс. Получение неметаллов. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Электролиз растворов. Получение важнейших химических соединений неметаллов. Метод кипящего слоя. Принцип теплообмена. Принцип противотока. Принцип циркуляции. Олеум. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения». • давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения); • называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; • характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов; • объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; • описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; • составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; • уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; • устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; • описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; • описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент; • выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов; • экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»; • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; • отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; • подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; • составлять реферат по определенной форме; • осуществлять косвенное разделительное доказательство. Глава 4 . Металлы и их соединения (13 ч) Общая характеристика металлов. Металлы. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Черные металлы. Цветные металлы. Химические свойства металлов. Алюминотермия. Термитная смесь. Общая характеристика элементов IА-группы. Щелочные металлы. Пероксиды. Гидроксид натрия (едкий натр, каустическая сода). Гидроксид калия (едкое кали). Сульфат натрия (глауберова соль). Общая характеристика элементов IIА-группы. Бериллий. Магний. Щелочноземельные металлы. Оксид кальция (негашеная известь). Гидроксид кальция (гашеная известь). Известковое молоко. Баритовая вода. Жесткость воды и способы её устранения. Жесткая вода. Временная жесткость воды. Постоянная жесткость воды. Минеральная вода. Практическая работа 6. «Жесткость воды и способы её устранения» Алюминий и его соединения. Алюминий. Оксид алюминия. Гидроксид алюминия. Железо и его соединения. Железо. Железная окалина. Качественные реакции на катионы железа. Практическая работа 7. «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» Коррозия металлов и способы защиты от неё. Коррозия химическая и электрохимическая. Легирующая добавка. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Благородные металлы. Черная металлургия. Цветная металлургия. Пирометаллургия. Металлотермия. Гидрометаллургия. Электрометаллургия. Чугун. Сталь. Доменная печь. Конвертор. Электролиз расплавов. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида); • называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; • характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов; • объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; • описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; • составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; • уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; • устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; • описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; • выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов; • экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; • описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ); с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • составлять рецензию на текст. Глава 5. Химия и окружающая среда (3 ч) Химический состав планеты Земля. Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Горные породы. Минералы. Руды. Полезные ископаемые. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Озоновый слой. Озоновые дыры. «Зеленая химия» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • использовать при описании Земли понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. • Описать химический состав литосферы, гидросферы, атмосферы. • Характеризовать влияние химического загрязнения на окружающую среду. • Объяснять значение охраны природы Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: • Составлять конспект текста • Самостоятельно использовать непосредственное наблюдение • Составлять на основе текста схемы, в том числе с применение ИКТ Глава 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ) (10 ч) Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Валентность и степень окисления химических элементов. Основные классы неорганических веществ. Химическая связь Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ. Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов, оксидов Химические свойства оснований, кислот и солей. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Предметные результаты обучения • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии. • осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений различных веществ как основы многих явлений живой и неживой природы, углубление представление о единстве мира. • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств. • умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. • овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.) • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Метапредметные результаты: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности. • умение давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения. • формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий. • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности. Тематическое планирование по химии в 9 классе Содержание программы Глава 1. Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции Глава 2. Химические реакции в растворах Модуль воспитательной работы «Школьный урок» 1 сентябрь- День знаний 3 сентябрь - День солидарности в борьбе с терроризмом. Количество часов П/р К/р 9 - 1 9 1 1 Глава 3. Неметаллы и их соединения 16 ноябрь–Международный день толерантности. 24 4 1 Глава 4. Металлы и их соединения 26 ноябрь–День матери в России. 13 2 1 Глава 5. Химия и окружающая среда. 3 декабрь- Международный день инвалида. 3 - - 8 февраль -День Российской науки. 10 - - Глава 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) 23 февраль – День защитника Отечества. 8 март– Международный женский день. 15 май – Международный день семьи. 1 2 3 Т е м а Глава 1. Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции Характеристика химического элементаметалла на основании его положения в Периодической системеД.И.Менделеева Характеристика химического элементанеметалла наосновании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды Колво часов Дата По плану 05.09 9ч 09.09 12.09 Факт. Домашнее задание дать характеристику хим. элементу Са на основании его положения в ПС дать характеристику хим. элементу Р на основании его положения в ПС оуществить цепочку превращений, повторить свойства амфотерных соединений Периодический закон и Периодическая системахимических элементов Д.И.Менделеева 5 Классификация химических соединений 6 Классификация химических реакций 7 Скорость химических реакций. Катализ 8 Обобщение по теме «Химические реакции» 9 Контрольная работа 1 по теме «Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции» 10 Глава 2. Химические реакции в растворах Электролитическая диссоциация 11 Основные положения теории электролитической диссоциации Химические свойства кислот как электролитов 12 13 Химические свойства оснований как электролитов 14 Химические свойства солей как электролитов 15 Гидролиз солей Практическая работа 1. Решение 16 экспериментальных задач по теме «Элетролитическая диссоциация» 17 Обобщение по теме «Химические реакции в растворах». 18 Контрольная работа 2 по теме: «Химические реакции в растворах» 19 Глава 3. Неметаллы и их соединения Общая характеристика неметаллов 20 Общая характеристика элементов VII-группы – галогенов 21 Соединения галогенов 22 Практическая работа 2. «Изучение свойств соляной кислоты» 23 Халькогены. Сера 24 Сероводород и сульфиды 25 Кислородные соединения серы 16.09 здание в распечатках 19.09 23.09 26.09 30.09 03.10 § 1, упр 7, 8 § 2, упр 6, 8, 9 § 3, упр 3, 4, 5 Повторить 1 главу 07.10 § 4, упр 7, 8, 9 10.10 § 5, упр 5, 7, 8, 9 14.10 § 6, упр 4,5,7 17.10 § 7, упр 4, 5, 6 21.10 24.10 07.11 § 8, упр 4, 5, 6 § 9, упр 4,5 Оформить практическую работу 11.11 Повторить 2 главу 4 9ч 14.11 24 ч 18.11 § 10, упр 4,5,6,7 21.11 § 11, упр 6 25.11 28.11 § 12, упр 5,6,7 Оформить практическую работу 02.12 05.12 09.12 § 13, упр 5 § 14, упр 4,5,6 § 15, упр 6,7 26 Практическая работа 3. «Изучение свойств серной кислоты» 27 Общая характеристика элементов VA-группы. Азот 28 Аммиак. Соли аммония 29 Практическая работа 4. «Получение аммиака и изучение его свойств 12.12 Оформить практическую работу 16.12 § 16, упр 3,4 19.12 23.12 § 17, упр 6,7 Оформить практическую работу 30 Кислородные соединения азота 31 Фосфор и его соединения 32 Общая характеристика элементов IVA-группы. Углерод 33 Кислородные соединения углерода 34 Практическая работа 5. «Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ионы» 35 Углеводороды 36 Кислородсодержащие органические соединения 37 Кремний и его соединения 38 Силикатная промышленность 39 Получение неметаллов 40 Получение важнейших химических соединений неметаллов 41 Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения» 42 Контрольная работа 3 по теме «Неметаллы и их соединения» 43 Глава 4. Металлы и их соединения 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Общая характеристика металлов Химические свойства металлов Общая характеристика элементов IА-группы Общая характеристика элементов IIА-группы Жесткость воды и способы её устранения Практическая работа 6. «Жесткость воды и способы её устранения» Алюминий и его соединения Железо и его соединения Практическая работа 7. «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» Коррозия металлов и способы защиты от неё Металлы в природе. Понятие о металлургии Обобщение по теме «Металлы и их соединения» Контрольная работа 4 по теме «Металлы и их соединения» 26.12 09.01 13 ч § 18, упр 5,6 § 19, упр 4,5 § 20, упр 6,7 16.01 20.01 § 21, упр 4,5,6,7 Оформить практическую работу 23.01 27.01 30.01 03.02 06.02 10.02 § 22, упр 6,7,8 § 23, упр 3,4,5,6 § 24, упр 3,4,5 § 25, упр 3,4 § 26, упр 5,6 § 27, упр 5,6 13.02 17.02 Повторить 3 главу 20.02 § 28, упр 6,7 27.02 02.03 05.03 12.03 16.03 § 29, упр 4,5,6 § 30, упр 1,3,4 § 31, упр 5 § 32, упр 5,6 Оформить практическую работу 19.03 30.03 02.04 § 33, упр 4,5 § 34, упр 4,5 Оформить практическую работу 06.04 09.04 13.04 16.04 § 35, упр 4,5 § 36, упр 3, 4 Повторить 4 главу 56 Глава 5. Химия и окружающая среда. Химический состав планеты Земля 3ч 20.04 § 37, упр 5,6 57 Охрана окружающей среды от химического загрязнения 23.04 § 38, упр 1,2,3 58 Обобщение по теме «Химия и окружающая среда» 27.04 Повторить 5 главу 30.04 КИМ, вопросы 1-2,16 07.05 КИМ, вопросы 3-5 11.05 КИМ, вопросы 6-8 14.05 КИМ, вопросы 9-10, 14, 20 63 Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов, оксидов 64 Химические свойства оснований, кислот и солей. 18.05 КИМ, вопросы 11-12 21.05 КИМ, вопросы 19, 22 65 Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). 66 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач 25.05 КИМ, вопросы 17 59 Глава 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Валентность и степень окисления химических элементов. 60 Основные классы неорганических веществ. Химическая связь 61 Классификация химических реакций. Электролиты и неэлектролиты. 62 Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. 67 Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). 68 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. 10 ч КИМ, вопросы 15, 21 КИМ, вопросы 18 КИМ, вопросы 13 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Учебно – методическое обеспечение 1. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень); 2. Учебник Химия 9 класс О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А. Сладков – М.: Просвещение, 2019г.). 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г 4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г. 5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г. 6..Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г. Материально-техническое обеспечение: Натуральные объекты Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах. Химические реактивы и материалы Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов. Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических . Модели Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул. Учебные пособия на печатной основе В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Круговорот веществ в природе» и др. Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся. Для обеспечения безопасного труда кабинете химии имеется: противопожарный инвентарь аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств; инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда. Критерии оценивания Оценка теоретических знаний Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа. Оценка экспериментальных умений Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения. Оценка умений решать экспериментальные задачи Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы. Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах. Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Отметка «1»: задача не решена. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Отметка «1»: задача не решена. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные. Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»: работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.