ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии 8 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО Примерными программами по учебным предметам. География 5-9 класс (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение 2015 Линией УМК «География. Сферы» (5-9 классы) В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - М.: Просвещение, 2015 для основной школы. Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат», Учебник и программа по разделу «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 8 класса общеобразовательных организаций (авторы: д-р геогр. наук В.П. Дронов, канд. геогр. наук Л.E. Савельева) являются логическим продолжением раздела «География. Земля и люди» для 7 класса в рамках учебно-методического комплекса по географии «Сферы», разрабатываемого издательством «Просвещение» под научным руководством чл.-корр. РАО, д-р пед. наук A.M. Кондакова и профессора, чл.-корр. РАО, д-р геогр. наук В.П. Дронова. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Задачами изучения географии в основной школе является формирование системы географических знаний как компонент познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей функцией важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимного влияния трёх основных компонентов — природы, населения и хозяйства. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться Важнейшие метапредметные результаты обучения географии: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО» 8 класс (70 ч, 2 часа в неделю) ВВЕДЕНИЕ (1ч) Что изучает география России. Источники географических знаний. Часть I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ (9 ч) Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортногеографическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Этапы и методы географического изучения территории России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа. Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. Часть II ПРИРОДА РОССИИ (45 ч) Тема 1. Рельеф и недра Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые своего региона. Тема 2. Климат и климатические ресурсы Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. Тема 3. Внутренние воды и моря Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практические работы.1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климат грамм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. Тема 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Тема 5. Почва и почвенные ресурсы Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв. Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. Тема 6. Природное – хозяйственные зоны Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы. Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (15 ч) Тема 1. Численность населения Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Тема 2. Национальный состав Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Тема 3. Городское и сельское население страны Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Тема 4. Миграции населения Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Тема 5. Трудовые ресурсы Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема. Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Источники географической информации Выпускник научится: • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Выпускник получит возможность научиться: • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; • строить простые планы местности; • создавать простейшие географические карты различного содержания; • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. \Особенности географического положения России Выпускник научится: • различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними; • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми недемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы. Природа России Выпускник научится: • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов; • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны; • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов; • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата; • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов. Население России Выпускник научится: • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран; • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу; • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов; • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. Хозяйство России Выпускник научится: • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства; • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни. СИСТЕМА ФОРМ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, Оценки выводятся по окончании четверти. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. В кабинете географии имеется комплект тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с формируемыми образовательными компетенциями. Нормы оценок за устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик: 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка "3" ставится, если ученик: 1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2) материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; 3) показывает недостаточную форсированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: 1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2) не делает выводов и обобщений. 3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Оценка "1" ставится, если ученик: 1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2) полностью не усвоил материал. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1) выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2) или не более двух недочетов. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1) не более двух грубых ошибок; 2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3) или не более двух-трех негрубых ошибок; 4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: 1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2) или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка "1" ставится, если ученик: 1) не приступал к выполнению работы; 2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий. Примечание. 1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Нормы оценок выполнения практических работ. “5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении; “4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию; “3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении; “2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления; “1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания. Оценка тестовых работ. 88-100% - правильных ответов оценка «5» 62-87% - правильных ответов оценка «4» 37- 61% - правильных ответов оценка «3» 0– 36% - правильных ответов оценка «2» Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них Тематическое планирование по географии 8 класс № темы, Раздел, тема Кол-во часов Введение 2 1. Географическое пространство России 9 1.1 Рельеф и недра 6 1.2 Климат 12 1.3 Внутренние воды и моря 7 1.4 Растительный и животный мир 3 1.5 Почвы 4 1.6 Природно-хозяйственные зоны 11 2. Население России 13 раздела Всего 68 часов, 2 часа в неделю. Практических работ 10. Контрольных работ 8. График проведения контроля знаний №п\п Тема урока 1. Входная контрольная работа. 2. Контрольная работа №1 по теме «Географическое пространство России» 3. Контрольная работа №2 по теме «Рельеф и недра» 4. К.Р.№3 за 1 полугодие 5. Контрольная работа №4 по теме «Внутренние воды и моря» 6. Контрольная работа №5 по теме «Почвы 7. Контрольная работа №6 по теме «Природно-хозяйственные зоны» 8. Контрольная работа №7 по теме «Население России» 9. Итоговая контрольная работа за 8 класс Практические работы Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России» Практическая работа №2 «Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран» Практическая работа №3 «Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны» Практическая работа №4 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» Практическая работа №5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» Практическая работа №6 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны» Практическая работа №7 «Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям» Практическая работа №8 «Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом» Практическая работа №9 «Выявление свойств и особенностей хозяйственного использования почв своей местности» Практическая работа № 10 «Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС (всего 68 часов, 2 часа в неделю) №урока Тема урока Дата план Основные виды учебной деятельности Д.З. Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Введение 2 час (1) (2) (3) День знаний. ТБ на уроках географии Входная контрольная работа С.5-6 2.09. День солидарности в борьбе с терроризмом. 7.09 Географическое пространство России (9 ч) §1 стр-8 Размеры территории. Часовые зоны. Практическая работа №1 «Определение 9.09. День знаний. 1 Границы России (4) поясного времени для разных городов России» (5) Географическое положение России. Практическая работа №2 «Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран» (3) 14.09 Россия в мире §3 стр-12 Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнивать географическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны 16.09. (6) Анализировать карты и выявлять особенности разных видов географического положения России. Анализировать карты и статистические материалы (печатные таблицы, диаграммы, графики, ресурсы Интернета) и выявлять место России в природноресурсном потенциале мира. Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств. Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы. Анализировать статистические данные, содержащиеся в учебнике и дополнительных источниках информации, о величине ВВП и национального богатства России (в сравнении с другими §4 стр-16 странами), решать учебные задачи с контекстом из реальной жизни 21.09. (7) Освоение и изучение территории России Выявлять особенности формирования §5 стр-20 государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России. Характеризовать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России. Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий (8) (9) Районирование — основной метод географических исследований. Практическая работа №3 «Анализ карт административнотерриториального и политикоадминистративного деления страны» 23.09 Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Географическое положение и районирование Ростовской области 28.09. § 7стр-28 Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России» 30.09 Повторить § 1-7 §6 стр-26 Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов (10) Контрольная работа №1 по теме (11) 1.10. Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 6– «Географическое пространство России» Природа России (43 ч) 7.10 (12) Природные условия и ресурсы Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобнови мости. Оценивать обеспеченность России природными ресурсами; объяснять их значение для развития хозяйства страны. §8 стр-32 Определять особенности размещения разных видов природных ресурсов на территории страны Рельеф и недра (6 ч) 12.10 (13) Формирование земной коры на территории России Определять основные этапы формирования §9 стр-34 земной коры на территории России по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам (моделям). Наблюдать модель (объект коллекции пособий или электронная модель) строения складок в земной коре и описывать особенности формирования складчатых структур и развития основных форм рельефа суши. Определять способы изображения основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте России. Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит 14.10 (14) Рельеф Определять особенности рельефа России по физической карте. §10 стр-38 Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом на основе сопоставления физической и тектонической карт. Сравнивать физическую карту и карту плотности населения и выявлять воздействие рельефа на расселение людей. Определять и объяснять особенности рельефа региона своего проживания 19.10 (15) Изменение рельефа под воздействием внутренних и внешних процессов Анализировать карту новейших §11-12 стр-42 тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф. Определять по физической и тематическим картам территории распространения землетрясений и вулканизма. Наносить на контурную карту сейсмически е пояса России, действующие и потухшие вулканы Составлять и анализировать схему, отражающую перечень внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа на территории России. Определять по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить примеры возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников. 21.10 (16) Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа №4 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические). §13 стр- 46 Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования 26.10 (17) Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области. Земная кора и человек 28.10 (18) Контрольная работа №2 по теме «Рельеф и недра» . Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых на примере своего региона и своей местности §14 стр-48 Повторить § 8-14 Климат (12 ч) 9.10 (19) Географическое положение и климат Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость распределения солнечной энергии от географической широты. §15 стр-50 Анализировать климатическую карту мира и определять положение России по отношению к устойчивым и сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления. Решать учебные задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальной климата конкретных территорий России 11.11 (20) Солнечное излучение и климат Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость количества солнечной радиации от географической широты и температуры воздуха от количества солнечной радиации. §16 стр-52 Определять по картам показатели суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий. 16.11 (21) Земная поверхность и климат Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа. §17 стр-54 Находить на основе использования климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озёр 18.11 (22) Воздушные массы и их циркуляция Составлять схему «Типы воздушных масс на §18 стр-56 территории России и их свойства», составлять диаграмму повторяемости воздушных масс на каких-либо конкретных Международный день толерантности. территориях. Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой России и находить доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количество осадков. Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей движения воздушных масс 23.11 (23) Атмосферные фронты Определять по синоптической карте особенности §19 стр-58 погоды для различных пунктов, обусловленные фронтальной деятельностью. Прогнозировать по синоптической карте изменения погоды в связи с наступлением фронтов 25.11 (24) Циклоны и антициклоны. Практическая работа №5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» Составлять схему (таблицу), отражающую особенности циклональной и антициклональной погоды в зимний и летний сезоны года. Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом в своей местности. §20 стр-60 Решать познавательные задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды 30.11 (25) Распределение температуры воздуха по территории России Определять по климатическим картам и климат §21 стр-62 граммам средние температуры января и июля для различных пунктов. Сравнивать ход температурных кривых на климат граммах разных пунктов и объяснять различия. Составлять по климатическим картам описание изменения значений температур с запада на восток (вдоль какой-либо параллели) и с севера на юг (вдоль День матери в России. какого-либо меридиана) 2.12 (26) Распределение осадков и увлажнения по территории России. Практическая работа №6 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны» Определять по климатическим картам и климат §22 стр-64 граммам годовое количество осадков, количество осадков холодного периода, тёплого периода для различных пунктов. Сравнивать годовой ход изменения осадков на климат граммах разных пунктов и объяснять различия. Сопоставлять климатическую карту с картой испарения и испаряемости, объяснять выявленные закономерности. Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения для различных территорий. 7.12 (27) Климатические пояса и области. Климат и человек. Практическая работа №7 «Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям» Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей. §23 стр-66 Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов и областей для выявления основных показателей разных типов климата (средних летних и зимних температур, годового количества осадков, направления ветров). Описывать разные типы климатов. Устанавливать соответствие между климат граммами и типами климата. Определять особенности климата региона своего проживания 9.12 §24 Стр 68 Международный день инвалидов. (28) Климат Ростовской области 14.12 (29) Обобщающий урок по теме «Климат» Повторить § 15-24 16.12 (30) Контрольная работа №3 за 1 полугодие Внутренние воды и моря (7 ч) (31) Моря. Особенности природы морей 21.12 Наносить на контурную карту моря, заливы, проливы, крупнейшие полуострова и острова. §25-26 стр-70-72 Составлять характеристику одного из морей на основе анализа карт. Анализировать карты и описывать географическое положение морей, ранжировать их по глубине, площади, характеру береговой линии. Описывать положение летней и зимней границ плавучих льдов в Северном Ледовитом океане. Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории изучения и освоения российского сектора Арктики (32) Внутренние воды России. Реки. Практическая 23.12 работа №8 «Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом» Определять по физической карте реки, относящиеся к бассейнам разных океанов. Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки. Решать учебные задачи на определение падения §27 стр-76 и уклона рек. Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климат граммам. Сравнивать реки по объёму годового стока. Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климат грамм. (33) Озёра, водохранилища, болота 28.12 Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам. §28 стр-80 Наносить на контурную карту разные типы озёр России. Определять по картам крупнейшие водохранилища, подписывать их на контурной карте. Выявлять положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ 11.01 (34) Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Определять по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты. §29 стр-82 Наносить на контурную карту границу максимального распространения многолетней мерзлоты. Сопоставлять тематические карты и определять, для территорий каких климатических поясов и областей характерна мерзлота. Определять по картам районы распространения сплошной, прерывистой и островной мерзлоты 13.01 Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий. §30 стр-84 (35) Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, предлагать пути их охраны и рационального использования. Внутренние воды Ростовской области. Вода и человек Определять особенности внутренних вод и меры по их охране в регионе своего проживания. Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений (наводнения, снежные лавины) на жизнь населения и особенности развития хозяйства России 18.01 (36) Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря» 20.01 (37) Контрольная работа №4 по теме «Внутренние воды и моря» Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради - экзаменаторе, с. 36–43 Повторить §25-30 Растительный и животный мир (3 ч) 25.01 (38) Растительный мир и животный мир Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности и животного мира России. Определять на основе сопоставления тематических карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные представители зональных типов растительности (тундровой, лесной, степной). §31-32 стр-88-90 Решать учебные задачи по определению площади разных видов лесов на территории России 27.01 (39) Биологические ресурсы и человек Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины. §33 стр-92 Определять основные биологические ресурсы лесных и безлесных территорий. 01.02 (40) Растительный и животный мир Ростовской области Почвы (4 ч) 3.02. (41) Основные типы почв России. §34 стр-94 Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами непосредственного проявления воздействия каждого фактора на формирование почвы Почвы и факторы их образования 8.02 (42) Составлять таблицу (схему) «Состав почв». Определять по типовым схемам типы почв, почвенные горизонты и их названия, свойства главных типов почв, сравнивать их строение. Определять по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. §35 стр-98 День российской науки. Сопоставлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова 10.02 (43) Оценивать почвенные ресурсы страны. Почвы Ростовской области. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов Почвы и человек. Практическая работа №9 «Выявление свойств и особенностей хозяйственного использования почв своей местности» 15.02 (44) Определять структуру земельного фонда России. §36 стр- 100 Контрольная работа №5 по теме «Почвы Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 48–53 Повторить § 31-36 Природно-хозяйственные зоны (11 ч) 17.02. (45) Природные районы и природно-хозяйственные зоны Определять по картам и схемам особенности географического положения природных районов и природнохозяйственных зон на территории страны. Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты. Решать учебные задачи по определению доли природно-хозяйственных зон в площади страны и численности её населения, выражая полученные результаты в графической форме §37 стр-104 (46) Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр Определять по картам особенности географического положения арктических пустынь, тундр и лесотундр. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зоны на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. §38 стр-106 Составлять характеристику природы зоны по типовому плану (47) (48) Население и хозяйство в Арктике и тундре Природа лесных зон Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности §39 стр-110 Определять по картам особенности географического положения зон таёжных и смешанных и широколиственных лесов. §40 стр-112 Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природы зон по типовому плану День защитника Отечества. (49) Население и хозяйство лесных зон Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. §41 стр-116 Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности (50) Природа лесостепей и степей. Природно-хозяйственные зоны Ростовской области Определять по картам особенности §42 стр-118 географического положения зон лесостепи и степей. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов природных комплексов. Составлять характеристику природы зон по типовому плану (51) Население и хозяйство лесостепной и степной зон Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять особенности размещения населения в раз §43 стр-122 Международный женский день. (52) Засушливые территории России Определять по картам особенности §44 стр-124 географического положения зон полупустынь и пустынь. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природы зон по типовому плану. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности (53) Горные области Выявлять причинно-следственные связи §45 стр-126 между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности в различных горных системах России. Выявлять воздействие горного рельефа на расселение людей и хозяйственную деятельность (54) Охрана природы и особо охраняемые территории Определять виды ООПТ и особенности их §46 стр-128 распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать презент ации о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия на территории России (или проводить практическую работу по определению особо охраняемых природных территорий района своего проживания) (55) Контрольная работа №6 по теме «Природнохозяйственные зоны» Выполнение вариантов контрольной работы, Повторить § 37-46 предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 54–61 Население России (13 ч) (56) Численность населения. Почему снижалась численность населения Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. §47-48 стр-132 Анализировать графики изменения численности населения во времени. Сравнивать традиционный и современный типы воспроизводства. Определять и сравниват ь по статистическим данным естественный прирост населения в разных частях страны, регионе своего проживания (57) Мужчины и женщины. Молодые и старые Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой состав населения России по статистическим данным. Определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны. §49-50 стр-134138 Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков (58) Народы. Языки. Религии Определять крупнейшие по численности народы России и современный религиозный состав населения России по статистическим данным, §51-53 стр-140144 Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ Определять по карте основные языковые семьи (и группы), территории России, где они наиболее широко распространены. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России (59) Размещение населения. Практическая работа № 10 «Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории» Выявлять факторы (природные, исторические, социально-экономические), влияющие на размещение населения страны. §54 стр-146 Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в §55 стр-148 (60) Города России. Урбанизация жизни страны. Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах страны. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов. Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять по тематической карте территории России с разными показателями (61) Сельские поселения и сельское население Определять виды сельских населённых §56 стр-152 пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсам (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять зональные типы сельских поселений. Обсуждать современные социальные проблемы сельских поселений. Определять и сравнивать показ атели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным Определять на основе анализа схем разные §57 стр-154 виды миграций и вызывающие их причины. (62) Миграции населения. География миграций Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять по статистическим данным и тематической карте территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения (63) Население Ростовской области. (64) Контрольная работа №7 по теме «Население России» (65) Повторение и обобщение знаний по курсу «География России» (66) Итоговая контрольная работа за 8 класс (67) Анализ контрольной работы Выполнение вариантов контрольной работы, § 58 стр-156 предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 62–71 Повторить Международный день семьи. Повторение по курсу географии 8 класса (68) §1-58 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА ГЕОГРАФИИ 1.Учебно-методический комплекс по географии 8 класс – методическая литература – книги для учителя и обучающихся 1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Просвещение, УМК «Сферы», 2017 г. 2. Барабанов В. В. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс Тетрадь - экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2017 г. 3. Дронов В.П., Савельева Л.Е., О.Г Котляр. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2017 г. 4. Котляр О.Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2017 г. 5.Н.В.Корнакова. География Ростовской области (рабочая тетрадь) -Ростов –на Дону: ООО «КСС» 2010 6. Школьный атлас. Ростовская область. Издательство «Просвещение».2010 7. Евдокимов В.И. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева. М.: Издательство «Экзамен», 2009 8. Этель А.В. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2016 9. Чичерина О.В. ГИА 2011. География: тренировочные задания: 9 класс. М.: 2010 Эти материалы предназначены для закрепления, повторения и контроля знаний при обучении географии в 6- 9 классах и подготовки к ГИА. 2.Карты на печатной основе Климатическая карта мира Физическая карта мира Восточная Сибирь. Физическая карта Геологическая карта России Западная Сибирь. Физическая карта Климатическая карта России Политико-административная карта России Почвенная карта России Природные зоны и биологические ресурсы России Растительность России Физическая карта России 3. ТСО № Название ТСО п/п 1. Магнитная доска 2. Комплект магнитов 3. Персональный компьютер 4. Колонки 2 шт 5. Проектор 6. Экран для проектора на штативе 7. Программное обеспечение комплект 8. Управляющая программа АОК 4. Тесты и контрольные работы 8 класс по темам: Входной контроль, «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России», «Климат России» «Реки и почвы России», «Природно-хозяйственные зоны России». «Население и народы России». Итоговая контрольная работа по курсу «Природа и население России». «Ростовская область» 5. Презентации по основным темам курса.