Рабочая программа по окружающему миру 2 класса на 2021-2022 учебный год Содержание № Раздел 1 Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета 3 Содержание учебного предмета 4 Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 5 Тематическое планирование 6 Календарно-тематическое планирование 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру 2 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: 1) Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4 2) Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». 3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»). 4) Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 5) Постановление главного государственного врача РФ от 29.12.10 №189об утверждении Сан Пин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях 6) Примерная основная образовательная программа начального общего образования 7) Примерная программа по окружающему миру, 1-4 классы, Москва, Издательство “ Просвещение”, 2016 год 8) Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Цели и задачи учебного предмета Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе являются формирование следующих умений. Обучающиеся должны : ·различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира; · использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; ·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников ); · использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; · соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. · проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: * Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях. — более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*; — представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе); — представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев; — овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей; — понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; — познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; — представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*; — эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран; — этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики; — способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*; — установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми; _ бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отдельными отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; — сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); — выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); — планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; — фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; — оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; — соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; — контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные Обучающийся научится: — понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; — находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; — использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; — понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; — анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; — классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; — сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); — осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; — устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; — проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; — моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки). Коммуникативные Обучающийся научится: — включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; — высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); — поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; — признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; — употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; — понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; — строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); — готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; — составлять небольшие рассказы на заданную тему. Предметные результаты Обучающийся научится: — находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; — называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; — различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; — приводить примеры народов России; — сравнивать город и село, городской и сельский дома; — различать объекты природы и предметы рукотворного мира; — оценивать отношение людей к окружающему миру; — различать объекты и явления неживой и живой природы; — находить связи в природе, между природой и человеком; — проводить наблюдения и ставить опыты; — измерять температуру воздуха, воды, тела человека; — определять объекты природы с помощью атласа-определителя; — сравнивать объекты природы, делить их на группы; — ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; — находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; — соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; — различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; — прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; — узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; - различать виды транспорта; - приводить примеры учреждений культуры и образования; - определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; - различать внешнее и внутреннее строение тела человека; - правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; - соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; - различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; - соблюдать основные правила противопожарной безопасности; - правильно вести себя при контактах с незнакомцами; - оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; - приводить примеры семейных традиций; - соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - ориентироваться на местности разными способами; - различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; - различать водоёмы, узнавать их по описанию; - читать карту и план, правильно показывать на настенной карте; - находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; - различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? Природа (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (10 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Здоровье и безопасность (11ч) Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (7 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. 4. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: поиск ошибки; выбор ответа; продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся. Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в из фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания: "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. №п/п Тема Модуль программы воспитания «Школьный урок» Количество часов Где мы живём? – 4ч. 1 2 3 4 Родная страна Город и село. Природа и рукотворный мир Проверим себя и оценим свои достижения по разделу« Где мы живём» 1.Всероссийский урок МЧС урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, в том числе массового пребывания людей, адаптации после летних каникул. 1 1 1 1 Природа 20 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Неживая и живая природа Явления природы. Как измеряют температуру? Что такое погода. В гости к осени (экскурсия). В гости к осени (урок) Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… …И про воду Какие бывают растения? Какие бывают животные? Невидимые нити Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. 1 1.Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля «Вместе Ярче» 1 1 1 1 2. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Красная книга Будь природе другом Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Жизнь города и села - 10ч Что такое экономика 1. День интернета. Из чего что сделано Всероссийский урок Как построить дом безопасности школьников в Какой бывает транспорт сети Интернет Культура и образование Все профессии важны. Проект «Профессии» 2.Музейные\ библиотечные В гости к зиме. Экскурсия уроки: День неизвестного В гости к зиме (урок) солдата Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Здоровье и безопасность» - 9ч 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Строение тела человека Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешеходов. Домашние опасности Пожар! На воде и в лесу Опасные незнакомцы Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». 1.Музейные\ Библиотечные уроки 15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Общение – 7ч 44 45 46 47 48 49 50 Наша дружная семья Родословная В школе Правила вежливости Ты и твои друзья Мы - зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». 1.Всемирный урок безопасности (проведение тренировок по защите детей от ЧС) 1 1 1 1 1 1 1 Путешествия - 18ч 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Посмотри вокруг Ориентирование на местности. Формы земной поверхности Водные богатства В гости к весне. Россия на карте Россия на карте Проект «Города России». Путешествие по Москве Город на Неве Путешествие по планете. Путешествие по материкам Страны мира. Проект «Страны мира» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Повторение и закрепление пройденного Итоговая работа за 2 класс Повторение и закрепление пройденного Итого: 1 1 1.Международный день памятников и исторических мест «Прогулка по историческим местам» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 часов