литературное чтение

Рабочая программа
по литературному чтению
2 класса
на 2021-2022 учебный год
4 ч. в неделю, всего 136 часов

Содержание

№

Раздел

1

Пояснительная записка

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

Содержание учебного предмета

4

Циклограмма тематического контроля

5

Тематическое планирование

6

Учебно - методическое обеспечение

7

Календарно-тематическое планирование

8

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2021 - 2022 учебный
год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по
литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному
чтению для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы
общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой
«Литературное чтение. 1 – 4 классы».
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения
направлено на достижение следующих целей:
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле,
справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре
народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется:
 владение техникой чтения;
 приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
 знанием книг и умением их выбирать;
 сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи:
• формирование эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и
книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
эле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех
видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и
рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников; формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

−
−
−

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

метапредметных,

У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
формирование чувства гордости за свою Родину, знакомство с культурно-историческим
наследием России, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств
на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать
поступки героев;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах общения;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным
ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной
выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;

− овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания в
соответствии с поставленными целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной
и письменной формах;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
− овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне
значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
− умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
− готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества
У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
− понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
− осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её
людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре
и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
− достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами
анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
− овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
− умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно
краткую аннотацию;
− осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
− умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),
устно передавать содержание текста по плану; использование разных видов чтения (изучающее
(смысловое), выборочное, поисковое);
− умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, умение
работать с разными видами текстов, участвовать в их обсуждении, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
− умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
− на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —
создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
− развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе
личного опыта;
− умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед
знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (136 ч)
Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в
классе, занимающегося по УМК «Школа России».
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного
творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная
литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы.
Значительное место отведено произведениям современных писателей. Внутри литературных
разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические
произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.

1. Самое великое чудо на свете (2 ч)
Введение. Наши проекты. «Читателю». Р. Сеф.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− структуру учебника;
− приёмы ориентирования в учебнике.
Уметь:
− составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
− различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,
аннотация).

2. Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши,
загадки, пословицы и поговорки.Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу
идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев»,
«Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− названия, содержание изученных произведений, их авторов;
− правила заучивания стихотворений;
− малые фольклорные жанры: считалки и небылицы;
− народные загадки;
− народные и авторские загадки о животных;
− понятие «бытовая сказка»;
− понятие «сказка о животных»;
− понятия «драматизация»;
− понятие «устное народное творчество».
Уметь:
− читать осознанно текст художественного произведения;
− приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
− различать жанры;
− объяснять смысл народных пословиц и поговорок;
− различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры);
− подбирать пословицы к стихам;
− читать осознанно текст художественного произведения;
− читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
− создавать небольшой устный текст на заданную тему;
− приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
− различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
− различать сказки народные и литературные.

3. Люблю природу русскую. Осень (10 ч)

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А.
Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень. Обсыпается
весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья»,
И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии),
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом», Г. Сапгир «Считалочка».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− произведения русских поэтов о природе;
− понятие «рифма».
Уметь
− выразительно читать стихотворения;
− использовать интонацию;
− читать стихотворные произведения наизусть;
− анализировать средства художественной выразительности;
− описывать поэтический образ осени в стихах;
− находить рифму в произведении;
− участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

4. Русские писатели (13 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин,
торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и
Муравей». Л. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок»,
«Правда всего дороже», «Котёнок», И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над
речушкою…».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− произведения А.С. Пушкина о природе;
− понятие «олицетворение»;
− понятие «басня»;
− басни И.А. Крылова;
− понятие «быль»;
− творчество Л.Н. Толстого;
− познавательные рассказы Л.Н. Толстого.
Уметь:
− читать выразительно и осознано текст стихотворений, художественно поэтические
произведения, сказки;
− осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо
явлений природы;
− определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту
природы;
− читать стихотворение наизусть;
− характеризовать изобразительно выразительные средства поэтического языка в
произведениях А.С. Пушкина;
− определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;
− читать по ролям;
− выражать своё отношение к героям сказки и их поступкам;
− сравнивать авторские сказки и народные.

5. О братьях наших меньших (13 ч)

Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Плачет киска в
коридоре...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин.
«Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант», «Сова»,
С. Брезкун «Грянул громко крик вороны…», М. Бородицкая «Грачиха».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− понятие «логическое ударение»;
− произведения о животных;
− творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах.
Уметь:
− прогнозировать жанр произведения;
− определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;
− читать осознано текст художественного произведения;
− определять его тему и главную мысль;
− участвовать в анализе содержания;
− оценивать события, поступки героев;
− создавать небольшой устный текст на заданную тему;
− выполнять творческую работу;
− пересказывать текст;
− работать с иллюстрациями;
− делить текст на смысловые части;
− составлять простой план;
− различать жанр произведения;
− отвечать на вопросы по тексту.
−

6. Из детских журналов (10 ч)
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..», Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи», Д. Хармс «Что это
было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки», А.
Введенский «Учёный Петя», «Лошадка», Д. Хармс «Весёлый старичок».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− названия детских журналов;
− понятие «темп чтения»;
− понятие «юмор произведения».
Уметь:
− устанавливать темп чтения от смысла прочитанного;
− работать с иллюстрациями;
− читать осознано текст художественного произведения;
− оценивать события, героев произведения;
− читать стихотворные произведения;
− анализировать произведение;
− определять средства художественной выразительности;
− прогнозировать содержание текста по заголовку;
− определять тему и главную мысль произведения;
− характеризовать поступки героев, их моральные черты;
− представлять свой любимый журнал.

7. Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин «Зимним холодом...», К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром кот...»,
Ф. Тютчев « Чародейкою зимой…», С. Есенин «Поёт зима — аукает...», «Берёза»; русская
народная сказка «Два Мороза», С. Михалков «Новогодняя быль», А. Барто «Дело было в
январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», С. Погореловский «В гору…»,

А. Прокофьев «Как на горке…»
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− произведения о зиме;
− понятие «звукопись»;
− творчество С. Есенина;
− творчество А. Барто;
− основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов.
Уметь:
− определять средства художественной выразительности;
− составлять мини – рассказ о зиме и зимних играх;
− определять в тексте средства выразительности – звукопись;
− составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
− читать выразительно стихотворения наизусть;
− рифмовать слова, текст;
− читать осознано текст произведения;
− делить текст на смысловые части;
− участвовать в диалоге;
− отвечать на вопросы по тексту;
− различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
−

8. Писатели — детям (18 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я.
Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л.
Барто («Верёвочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н.
Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− знать творчество К.И. Чуковского, содержание произведений, С.Я. Маршака, С.В.
Михалкова, А. Барто, Н. Носова;
− знать произведения для детей.
Уметь:
− читать осознано текст художественного произведения;
− определять тему и главную мысль произведения;
− пересказывать;
− делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
− составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
− оценивать события, героев произведения;
− читать стихотворные произведения наизусть;
− создавать небольшой устный текст на заданную тему;
− различать жанры художественной литературы;
−
−

различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

− различать элементы книги.

9. Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду...», В. Берестов «Гляжу с
высоты...», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных»,
В. Осеева «Хорошее».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
−
−

понятие «логическое ударение»;
произведения о детях.

Уметь:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

анализировать взаимоотношения героев;
читать осознано текст художественного произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;
читать по ролям;
различать сказки народные и литературные;
выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
использовать в речи вежливые слова;
− строить рассказ по опорным картинкам.

10. Люблю природу русскую. Весна (11 ч)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская
песенка». А. Блок «На лугу», С.Я. Маршак, И Бунин «Женский день», А. Плещеев «В бурю», Е.
Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел», С. Васильев «Белая
берёза».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− произведения о весне;
− творчество Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока;
− основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных произведений.
Уметь:
− выразительно читать стихотворения;
− использовать интонацию;
− читать стихотворные произведения наизусть;
− анализировать средства художественной выразительности;
− описывать поэтический образ осени в стихах;
− находить рифму в произведении;
− участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

11. И в шутку и всерьёз (14 ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни - Пуха»; Э.
Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В.
Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной
стране»; Г. Остер «Будем знакомы».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− понятие «орфоэпическое чтение»;
− творчество Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова;
− образы сказочных героев.
Уметь:
− читать орфоэпически;
− читать по ролям;
− определять тему и главную мысль;
− пересказывать текст;
− делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
− составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
− оценивать события, героев произведения;
− отвечать на вопросы по тексту;

−
−
−
−
−
−
−
−

выразительно читать стихотворение наизусть;
прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;
анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;
выполнять творческие задания;
определять характер произведения по рисункам;
ориентироваться в книге по обложке;
читать осознано текст художественного произведения;
различать элементы книги.

12. Литература зарубежных стран (12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков
(«Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают
дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на
горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
− произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык;
− понятие «рифма»;
− творчество Ш. Перро;
− понятие «фантастика»;
− литературные произведения зарубежных стран.
Уметь:
− участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного;
− определять тему и главную мысль;
− пересказывать текст;
− делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
− составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
− оценивать события, героев произведения;
− отвечать на вопросы по тексту;
− находить сходство русского фольклора с американской, французской песенкой;
− выделять эпизоды из текста;
− приводить примеры произведений фольклора

4. ЦИКЛОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Тема раздела
Самое великое чудо на
свете

Проверка
техники
чтения
1

Проекты
Проект
«О чем может
рассказать школьная
библиотека».

Устное народное
творчество

Люблю природу русскую.
Осень.
Русские писатели.

О братьях наших
меньших.
Из детских журналов

Люблю природу русскую.
Зима.

Проект
«Мой любимый
детский журнал».
1

Писатели - детям.

Я и мои друзья

Проект
Газета «День Победы –
9 мая».

Люблю природу русскую.
Весна.

Проверочные работы

И в шутку и всерьёз.

Литература зарубежных
стран

1

Проект
«Мой любимый
писатель-сказочник».

ИТОГО

3

4

Проверим себя и оценим
свои достижения.
Вводная диагностическая
работа.
Тест №1.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Тест №2.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Контрольная работа №1.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Контрольная работа №2.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Контрольная работа №3.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Тест №3.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Тест №4.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Тест №5.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Тест №6.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Тест №7.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Итоговая
диагностическая работа.

12

5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
К КОНЦУ 2 КЛАССА
Обучающиеся должны:
− владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при
темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
− понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
− определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
− составлять пересказ (краткий, полный) прочитанного текста;
− выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
− самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным
действующим лицам произведения;
− осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа
товарища.
Обучающиеся должны знать:
− наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
− название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
− содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3
крылатых выражения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к
другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, милосердие как
проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных
отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и
переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к
природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к
литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в
суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания,
установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.
Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного
отношения к семье, к близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального
человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная
деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются
организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к
своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность
служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность,
уважение к многообразию иных культур.

6. НОРМЫ ОТМЕТОК НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ (СЛОВ/МИН)
УЧЕБНЫЕ ЧЕТВЕРТИ
ОТМЕТКА

I

II

III

ЧЕТВЕРТЬ

ЧЕТВЕРТЬ

ЧЕТВЕРТЬ

IV
ЧЕТВЕРТЬ

Первый класс
«5»

больше 20 слов

больше 35 слов

больше 40 слов

«4»

16–20 слов

26–35 слов

31–40 слов

«3»

10–15 слов

20–25 слов

25–30 слов

меньше 10 слов меньше 20 слов

«2»

меньше 25 слов

Второй класс
«5»

больше 45 слов

больше 55
слов

больше 65 слов больше 70 слов

«4»

35–45 слов

40–55 слов

50–65 слов

55–70 слов

«3»

25–34 слова

25–39 слов

35–49 слов

40–54 слова

«2»

меньше 25 слов

меньше 25
слов

меньше 35 слов меньше 40 слов

Третий класс
«5»

больше 70 слов

больше 75 слов

больше 85 слов

больше 90 слов

«4»

55–70 слов

60–75 слов

70–85 слов

75–90 слов

«3»

40–54 слова

45–59 слов

55–69 слов

60–74 слова

«2»

меньше 40 слов

меньше 45 слов

меньше 55 слов

меньше 60 слов

Четвёртый класс
«5»

больше 90 слов

больше 100 слов

больше 110 слов

больше 120 слов

«4»

75–90 слов

85–100 слов

95–110 слов

105–120 слов

«3»

65–74 слова

70–84 слова

80–94 слова

90–104 слова

«2»

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 80 слов

меньше 90 слов

Отметка "5" ставится ученику, если он:
− понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами,
слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1
полугодие);
− читает целыми словами (2 полугодие);
− читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
− самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное,
передаёт содержание прочитанного, грамматически правильно
строит свою речь;
− понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте
слова и выражения, используемые автором для изображения
действующих лиц и описания природы;
− твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Отметка "4" ставится ученику, если он:
−
−
−
−
−

читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные
слова - по слогам (1полугодие);
читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и
логических ударений (2 полугодие);
допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении
текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает
незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Отметка "3" ставится ученику, если он:
−
−
−

читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена,
пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2
полугодие);
последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную
мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при
пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые
ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть
стихотворение, но знает его нетвёрдо, читает монотонно.

Отметка "2" ставится ученику, если он:
−
−
−
−
−

читает монотонно, по слогам (1полугодие);
читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
допускает более 6 ошибок;
искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль
прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных
вопросов;
при чтении наизусть стихотворения текст воспроизводит не полностью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Чтение наизусть
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает
при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные
неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение
текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью
воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану),
правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением
соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не
умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые
ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы
«Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов
освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий,
направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл
поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения
планировать учебную работу, используя различные справочные материалы
(таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке
и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в
виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ
содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение
наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы
(ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы
с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и
может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также
может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета
чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВТОРОКЛАССНИКОВ:

−
−
−
−

умение читать целыми словами и словосочетаниями;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе
чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации,
передающие характерные особенности героев;
безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура
контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит
начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы
позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся,
объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить
и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25
минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу
отводится весь урок.
При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой
входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных
произведений.
ОБЩИМИ КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:
− индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и
способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное
слитное);
− индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
− индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков
препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических
ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером
текста);
− индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
− умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и
следовать ей;
− ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
− интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы,
расширение круга чтения.
СПОСОБАМИ
ЯВЛЯЮТСЯ:

−
−
−
−
−

ОЦЕНИВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ОБУЧЕНИЯ

ЧТЕНИЮ

замер скорости чтения;
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому
оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью
интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений,
громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного
высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;

−
−
−
−
−
−

наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной
творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах
чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и
групповой работы;
наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в
хрестоматии).

7. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и
жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание
особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного,
учебного, научно-популярного, их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен
организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые
части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых
знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в
книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный
материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в
библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного
произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера:
простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях
малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных
представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании
словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение,
гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события,
анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии
или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных
национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского
общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и
научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на
части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель,
схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы
речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение

отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение,
эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной
жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий,
короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях
учебного и внеучебного общения.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские
возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх,
приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социальнонравственного опыта ребёнка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей
входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы,
классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учётом многонационального
характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных
видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочноэнциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста
детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших
меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и
различать такие жанры литературных произведений как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса,
очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки);
определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений,
звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса
и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и
нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по
ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение
продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах,
телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера:
собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и
содержание книги по её заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

№

Месяцы

Количество
часов

1 четверть — 33 ч.
1.

сентябрь

2.

октябрь

16 ч.
17 ч.

2 четверть — 30 ч.
3.
4.

ноябрь
декабрь

14ч.
16 ч.

3 четверть — 40ч.
5.
6.
7.

январь
февраль
март

13 ч.
15ч.
12 ч.

4 четверть — 33ч.
8.
9.

апрель
май

17 ч.
16 ч.

10.

Всего

136 ч.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

№п/
п

Тема

Модуль
программы
воспитания
«Школьный урок»

Вводный урок по курсу литературного чтения
1

Знакомство с учебником по литературному
чтению

1.Урок

Количество
часов

1

Знаний

1

1 сентября - День
знаний
Самое великое чудо на свете
2

Самое великое чудо на свете

3

Книги, прочитанные летом

4

Р. Сеф «Читателю»

5

«О чём может рассказать школьная
библиотека»

4
1.Музейные\
библиотечные уроки.
День окончания Второй
мировой войны

1
1
1
1

Устное народное творчество

15

6

Устное народное творчество

7

Пословицы и поговорки

8

Русские народные песни

1

9

Потешки и прибаутки

1

10

Скороговорки, считалки и небылицы

1

11

Загадки

1

12

Русская народная сказка. «Петушок и бобовое
зёрнышко»

1

13

Русская народная сказка «У страха глаза
велики»

1

14

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев»

1

15

Русская народная сказка. «Лиса и журавль»

1

16

Русская народная сказка «Каша из топора»

1

1.Урок в библиотеке
Международный день
школьных библиотек

1
1

17

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

18

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

19

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на
свете»

1

20

Проверка знаний и оценка своих достижений
по разделу «Самое великое чудо»

1

Люблю природу русскую. Осень.

8

21

Люблю природу русскую

22

Осенние загадки

23

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

24

Ф.Тютчев. Чтение наизусть. К. Бальмонт
«Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень
наступила…», А. Фет «Ласточки пропали»

25

Стихи об осени А. Толстого, С. Есенина, В.
Брюсова, И. Токмаковой

1

26

С.Есенин. Чтение наизусть. В. Берестов
«Хитрые
грибы»,
«Грибы»
Григорий
Кайгородов «Тучка»

1

27

М. Пришвин «Осеннее утро».

1

28

Обобщение по разделу «Люблю природу
русскую. Осень»

1. Всероссийский урок,
приуроченный ко ДНЮ
гражданской обороны РФ,
с проведением
тренировок по защите
детей от ЧС

1
1
1
1

2.Урок Памяти (День
памяти политических
репрессий)

1

Русские писатели

14

29

Русские писатели

30

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»
Сказочные чудеса

31

А. С. Пушкин Чтение наизусть. А. С. Пушкин
Лирические стихи. .Кайгородов "Глухарь"

1

32

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

33

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

34

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

35

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

1

36

И. А. Крылов Чтение наизусть. «Стрекоза и
муравей». Г.Кайгородов « Глухарь»

1

37

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

1

1.Музейные\
библиотечные уроки
«День народного
единства»

1
1

38

Л. Н. Толстой «Филипок»

1

39

Л. Н. Толстой «Филипок»

1

40

Л. Н. Толстой «Котёнок»

1

41

Обобщение по разделу «Русские писатели»

1

42

Проверка знаний и оценка своих достижений

1

О братьях наших меньших

12

43

О братьях наших меньших

1.Урок в библиотеке

1

44

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б.
Заходера, И. Пивоваровой

2. Музейные\
библиотечные уроки:

1

45

И. Пивоварова. Чтение наизусть. В. Берестов
«Кошкин щенок»

-День Конституции

1

46

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

47

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

48

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

49

Б. Жидков «Храбрый утёнок». В.ШамонинВерсенев «Трусливый заяц»

1

50

В. Бианки «Музыкант»

1

51

В. Бианки «Музыкант»

1

52

В. Бианки «Сова»

1

53

В. Бианки «Сова»

1

54

Обобщение по разделу «О братьях наших
меньших»

1

Из детских журналов

9

55

Из детских журналов

56

Вопросы из детских журналов

57

Д. Хармс «Игра»

1

58

Д. Хармс «Вы знаете?»

1

59

Д. Хармс, С. Я. Маршак «Весёлые чижи»

1

60

Весёлые стихи Д. Хармса и Н. Гернета, Ю.
Владимирова

1

61

Д. Хармс чтение наизусть. А. Веденский
«Учёный Петя», «Лошадка»

1

1.Музейные\
Библиотечные уроки
«Блокада Ленинграда»

1

62

Проект: «Мой любимый детский журнал»

1

63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

1

Люблю природу русскую. Зима

9

64

Внеклассное чтение «Мои любимые книги и
журналы»

1.Музейные\
Библиотечные уроки 15
февраля – День памяти о
россиянах, исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества

65

Стихи о первом снеге. И. Бунин, К. Бальмонт,
Я. Аким. С.Хохлов «Еще зима со всей бушует
силы»

66

Чтение наизусть по выбору. Стихи о зиме. Ф.
Тютчев, С. Есенин

1

67

Русская народная сказка. «Два мороза»

1

68

Русская народная сказка. «Два мороза»

1

69

С. Михалков «Новогодняя быль»

1

70

А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин
«Улицей гуляет…»

1

71

Внеклассное чтение «Стихи о зиме». Конкурс
чтецов

1

72

Обобщение по разделу «Люблю природу
русскую. Зима»

1

Писатели детям

1

1

16

73

К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»

74

К. Чуковский «Федорино горе».
П.П.Ершев»Конек-Горбунок»

75

К. Чуковский «Федорино горе»

1

76

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

1

77

С.Маршак. Чтение наизусть. С. В. Михалков
«Мой секрет», «Сила воли»

1

78

С.Маршак. Чтение наизусть. С. В. Михалков
«Мой секрет», «Сила воли»

1

79

С. В. Михалков «Мой щенок»

1

80

А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили
жука»

1

81

А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»

1

82

А. Барто чтение наизусть. Стихи детских
писателей

1

1.Просмотр онлайн урока
на сайте по бесплатной
профориентации для
детей «Проектория»

1
1

83

Н. Н. Носов «Затейники»

1

84

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

1

85

Н. Н. Носов «Живая шляпа» В.П.Крапивин
«Табакерка»

1

86

Н. Н. Носов «На горке»

1

87

Н. Н. Носов «На горке»

1

88

Обобщение по разделу «Писатели детям»

1

Я и мои друзья

10

89

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и друзьях. В.
Берестов, Э. Мошковская

90

В. Лунин «Я и Вовка». В.ШамонинВерсенев»Про двух жадных медвежат

91

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1

92

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1

93

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

94

В. Осеева «Волшебное слово»

1

95

В. Осеева «Волшебное слово»

1

96

В. Осеева «Хорошее»

1

97

В. Осеева «Почему?»

1

98

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

1

1.Международный

день памятников и
исторических мест
«Прогулка по
историческим местам»

Люблю природу русскую. Весна

1

1

9

99

Люблю природу русскую. Весна

100

Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние
воды»

101

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

1

102

Стихи о весне. А. Блок «На лугу», С. Маршак
«Снег уже теперь не тот»

1

103

И. Бунин «Матери»

1

104

А. Плещеев «В бурю»

1

105

Е. Благинина «Посидим в тишине» Э.
Мошковская «Я маму мою обидел»

1

106

С. Васильев «Белая берёза

1

1.День пожарной
охраны.
Тематический урок
ОБЖ.

1
1

107

И.М.Пивоваров «Здравствуй». Обобщение по
разделу «Люблю природу русскую. Весна»

1

И в шутку и всерьёз

14

108

И в шутку и всерьёз

109

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей
всего»

110

А. Милн «Винни – Пух и все, все, все». Обзор
книги

1

111

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1

112

Э. Успенский «Чебурашка» (из повести
«Крокодил Гена и его друзья»)

1

113

Э. Успенский «Чебурашка» (из повести
«Крокодил Гена и его друзья»)

1

114

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». «Над
нашей квартирой», «Память». С.Хохлова»Наше
лето»

1

115

Э. Успенский. Чтение наизусть. В. Берестов
«Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

1

116

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

1

117

Г. Остер «Будем знакомы»

1

118

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

119

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

120

Весёлые произведения детских писателей

1

121

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»

1

Уроки
мужества
1.

Литература зарубежных стран

1
1

15

122

Литература зарубежных стран

123

Американская народная песенка «Бульдог по
кличке Дог».Л.Межиныи»Старый Гном

124

Английские народные песенки «Перчатки»,
«Храбрецы»

1

125

Французская народная песенка «Сюзон и
мотылёк»

1

126

Немецкая народная песенка «Знают мамы,

1

1.День славянской
письменности и
культуры

1
1

знают дети»
127

Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

128

Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

129

Ш. Перро «Красная шапочка»

1

130

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

131

Э. Хогарт «Мафин и паук»

1

132

Обобщение по разделу «Зарубежная
литература» Елена Картунова «Лето до
свидания»

1

133

Задания на лето. Проект «Мой любимый
писатель-сказочник»

1

134

Закрепление и повторение пройденного
материала

3

135
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)532-05-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».