izo

Рабочая программа
по изобразительному искусству 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Содержание

№

Раздел

1

Пояснительная записка

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

Содержание учебного предмета

4

Система оценки достижения планируемых результатов

5

Тематическое планирование

6

Календарно-тематическое планирование

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по
изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное
искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.
е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе
выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру
искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений
искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли
зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.
Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также

художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика
и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования
личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления
жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности
строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и
уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная
работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие
явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы
учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут
применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов На изучение предмета отводится 1 ч в
неделю. Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год.
Индивидуальных работ – 24
Парных работ – 2
Групповых работ – 2
Коллективных работ – 1
Коллективно – индивидуальных - 3
Выставок – 2

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в
воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает
искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других
народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка
— главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием
освоения детьми программного материала. Стремление к выражению
своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к
внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания
своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в
деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого
необходимо освоение художественно-образного языка, средств
художественной выразительности. Развитая способность к
эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На
этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта
поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе
«Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды
искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;

 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных
регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека,
народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Второклассники научатся:
-испытывать интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
-слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
-доводить работу до конца;
-работать индивидуально и в малых группах;
-работать в коллективе;
-целостно, гармонично воспринимать мир;
-различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание
насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу)
Второклассники получат возможность научиться:
-формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в
окружающей действительности;

-самостоятельной мотивации своей деятельности, определение цели работы (задания) и
выделение её этапов;
-адекватной оценке результатов своей деятельности;
-предвидеть результат своей деятельности.
Второклассники научатся:
-принимать и удерживать цели задания в процессе его выполнения;
-проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой
учебной задачей;
-применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других
общеобразовательных дисциплин;
-выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно- творческих
задач;
-участвовать в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
-пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный
сюжет, создавать мини- рассказы по своему сюжету;
-объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте,
оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Второклассники получат возможность научиться:
-находить нужную информацию в Интернете;
-критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе
приобретённых знаний;
-обогащать словарный запас, развитие умения описывать словами характер звуков, которые
«живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении,
словами в поэзии и прозе;
-самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и
выделение её этапов;
-понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке,
литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).
Второклассники научатся:
-анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают,
элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
-обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального
состояния и героя произведения искусства;
-высказывать предложения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета),
рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте,
оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
-активно участвовать в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
-понимать влияние природного окружения на художественное творчество и понимание природы
как основы всей жизни человечества.
Второклассники получат возможность научиться:
-понимать зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей
местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

-создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства- словесном,
изобразительном, пластическом, музыкальном;
-развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
-выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного,
музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного замысла;
-фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения
искусства.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I четверть. Как и чем работает художник? 8 часов
«Три основных цвета — жёлтый, красный, синий».
«Белая и чёрная краски».
«Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности».
«Выразительные возможности аппликации».
«Выразительные возможности графических материалов».
«Выразительность материалов для работы в объёме».
«Выразительные возможности бумаги».
«Неожиданные материалы» (обобщение темы).
2 четверть. Реальность и фантазия. 8 часов
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
3 четверть. О чём говорит искусство. 10 часов
«Изображение природы в различных состояниях».
«Изображение характера животных».
«Изображение характера человека: женский образ».
«Изображение характера человека: мужской образ».
«Образ человека в скульптуре».
«Человек и его украшения».
«О чём говорят украшения».
«В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, своё отношение к миру» (обобщение темы).
4 четверть. Как говорит искусство. 9 часов
«Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного».
«Тихие и звонкие цвета».
«Что такое ритм линий».
«Характер линий».
«Ритм пятен».
«Пропорции выражают характер».
«Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности».
Обобщающий урок года.

4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Виды и формы контроля
Для контроля и учёта достижений учащихся используются следующие формы:
Текущий контроль

- устный опрос;
- графическая работа;
- доклад;
- творческая работа;
- проекты
- тест

Отметка «5» - если учащийся творчески планирует выполнение работы
самостоятельно и полностью использует знания программного материала, правильно
и аккуратно выполняет задание; соблюдает заданное время.
Отметка «4» - если учащийся: правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и
аккуратно выполняет задание; соблюдает заданное время.
Отметка «3» - если учащийся: допускает ошибки при планировании
выполнения
работы;
затрудняется
самостоятельно
использовать
знания
программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; все
этапы работы с незначительными погрешностями.
Отметка «2» - если учащийся: не может спланировать выполнение работы;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание.
С целью создания условий для реализации ФГОС НОО, индивидуализации и
дифференциации процесса обучения, формирования у учащихся мотивации на
достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации и в
соответствии с положением о Портфеле достижений учащихся, осваивающих ООП
НОО, индивидуальные накопительные оценки, ориентированные на демонстрацию
динамики образовательных достижений учащихся по предмету, динамики
продвижения в различных видах деятельности, оценки готовности к обучению на
уровне основного общего образования фиксируются в Портфеле достижений
учащегося начальной школы и являются обязательным компонентом при итоговом
оценивании учащихся.

№

Месяцы

Количество
часов

1 четверть — 7 ч.
1.

сентябрь

3 ч.

2.

октябрь

4 ч.

2 четверть — 7 ч.
3.

ноябрь

3ч.

4.

декабрь

4 ч.

3 четверть — 10ч.
5.

январь

3 ч.

6.

февраль

4 ч.

7.

март

3 ч.

4 четверть — 9ч.
8.

апрель

5ч.

9.

май

4 ч.

10.

Всего

33ч.

.

5. Тематическое планирование
с учетом рабочей программы воспитания
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ (32 ч)
№п/
п

Название разделов
тема урока

К/ч

1

Три основных цвета — желтый,
красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель,
их выразительные возможности.
Выразительные возможности
аппликации.
Выразительные возможности
графических материалов.
Выразительность материалов для
работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение
темы).

1

2
3
4
5
6
7
8

Модуль
воспитательной
программы
Как и чем работает художник? (8 ч)

1
1
День листопада

1
1
1
1

День матери. Фотосалон
«Мамин день»

1

Реальность и фантазия (7 ч)

10
11
12

Изображение и реальность. РК
Тюменская область в картинах
художников.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.

13

Постройка и реальность.

14
15

Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения,
Украшения и Постройки всегда
работают вместе (обобщение темы)

9

1

1
1
Проект «Фабрика Деда
Мороза»
Мини – экспедиция по селу
«Преданья старины
глубокой»

1
1

1
1

О чем говорит искусство (11 ч)
16

Изображение природы в различных

1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

состояниях. РК Знакомство с
творчеством художников –
пейзажистов Тюменской области.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека:
женский образ (добрый герой).
Изображение характера человека:
женский образ (злой герой).
Изображение характера человека:
мужской образ (добрый герой).
Изображение характера человека:
мужской образ (злой герой).
Образ человека в скульптуре. РК
Творчество
скульпторов
Тюменской области.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания. РК Знакомство с
архитектурой родного села.
В изображении, украшении и
постройке человек выражает свои
чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру (обобщение темы).

1
1
1
1
1
Проект «Профессии наших
родителей»

1

1
1
1
1

Как говорит искусство (8 ч)
27
28
29
30
31
32

33
34

Теплые и холодные цвета. Борьба
теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции
—средства выразительности.
Обобщающий урок года

1
1
1
Акция «Георгиевская
ленточка»

1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)532-05-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».