Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса на 2021-2022 учебный год Содержание № Раздел 1 Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета 3 Содержание учебного предмета 4 Система оценки достижения планируемых результатов 5 Тематическое планирование 6 Календарно-тематическое планирование 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Место учебного предмета в учебном плане Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год. Индивидуальных работ – 24 Парных работ – 2 Групповых работ – 2 Коллективных работ – 1 Коллективно – индивидуальных - 3 Выставок – 2 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса Второклассники научатся: -испытывать интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; -выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; -слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. -доводить работу до конца; -работать индивидуально и в малых группах; -работать в коллективе; -целостно, гармонично воспринимать мир; -различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу) Второклассники получат возможность научиться: -формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; -самостоятельной мотивации своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; -адекватной оценке результатов своей деятельности; -предвидеть результат своей деятельности. Второклассники научатся: -принимать и удерживать цели задания в процессе его выполнения; -проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; -применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин; -выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно- творческих задач; -участвовать в тематических обсуждениях и выражение своих предложений; -пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини- рассказы по своему сюжету; -объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом. Второклассники получат возможность научиться: -находить нужную информацию в Интернете; -критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; -обогащать словарный запас, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе; -самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделение её этапов; -понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства). Второклассники научатся: -анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания; -обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; -высказывать предложения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге; -объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; -активно участвовать в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека; -понимать влияние природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества. Второклассники получат возможность научиться: -понимать зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа; -создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства- словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном; -развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.); -выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного замысла; -фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I четверть. Как и чем работает художник? 8 часов «Три основных цвета — жёлтый, красный, синий». «Белая и чёрная краски». «Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности». «Выразительные возможности аппликации». «Выразительные возможности графических материалов». «Выразительность материалов для работы в объёме». «Выразительные возможности бумаги». «Неожиданные материалы» (обобщение темы). 2 четверть. Реальность и фантазия. 8 часов Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). 3 четверть. О чём говорит искусство. 10 часов «Изображение природы в различных состояниях». «Изображение характера животных». «Изображение характера человека: женский образ». «Изображение характера человека: мужской образ». «Образ человека в скульптуре». «Человек и его украшения». «О чём говорят украшения». «В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру» (обобщение темы). 4 четверть. Как говорит искусство. 9 часов «Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного». «Тихие и звонкие цвета». «Что такое ритм линий». «Характер линий». «Ритм пятен». «Пропорции выражают характер». «Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности». Обобщающий урок года. 4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Виды и формы контроля Для контроля и учёта достижений учащихся используются следующие формы: Текущий контроль - устный опрос; - графическая работа; - доклад; - творческая работа; - проекты - тест Отметка «5» - если учащийся творчески планирует выполнение работы самостоятельно и полностью использует знания программного материала, правильно и аккуратно выполняет задание; соблюдает заданное время. Отметка «4» - если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; соблюдает заданное время. Отметка «3» - если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; затрудняется самостоятельно использовать знания программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; все этапы работы с незначительными погрешностями. Отметка «2» - если учащийся: не может спланировать выполнение работы; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание. С целью создания условий для реализации ФГОС НОО, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации и в соответствии с положением о Портфеле достижений учащихся, осваивающих ООП НОО, индивидуальные накопительные оценки, ориентированные на демонстрацию динамики образовательных достижений учащихся по предмету, динамики продвижения в различных видах деятельности, оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования фиксируются в Портфеле достижений учащегося начальной школы и являются обязательным компонентом при итоговом оценивании учащихся. № Месяцы Количество часов 1 четверть — 7 ч. 1. сентябрь 3 ч. 2. октябрь 4 ч. 2 четверть — 7 ч. 3. ноябрь 3ч. 4. декабрь 4 ч. 3 четверть — 10ч. 5. январь 3 ч. 6. февраль 4 ч. 7. март 3 ч. 4 четверть — 9ч. 8. апрель 5ч. 9. май 4 ч. 10. Всего 33ч. . 5. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания 2 класс ИСКУССТВО И ТЫ (32 ч) №п/ п Название разделов тема урока К/ч 1 Три основных цвета — желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). 1 2 3 4 5 6 7 8 Модуль воспитательной программы Как и чем работает художник? (8 ч) 1 1 День листопада 1 1 1 1 День матери. Фотосалон «Мамин день» 1 Реальность и фантазия (7 ч) 10 11 12 Изображение и реальность. РК Тюменская область в картинах художников. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. 13 Постройка и реальность. 14 15 Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) 9 1 1 1 Проект «Фабрика Деда Мороза» Мини – экспедиция по селу «Преданья старины глубокой» 1 1 1 1 О чем говорит искусство (11 ч) 16 Изображение природы в различных 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 состояниях. РК Знакомство с творчеством художников – пейзажистов Тюменской области. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ (добрый герой). Изображение характера человека: женский образ (злой герой). Изображение характера человека: мужской образ (добрый герой). Изображение характера человека: мужской образ (злой герой). Образ человека в скульптуре. РК Творчество скульпторов Тюменской области. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. Образ здания. РК Знакомство с архитектурой родного села. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). 1 1 1 1 1 Проект «Профессии наших родителей» 1 1 1 1 1 Как говорит искусство (8 ч) 27 28 29 30 31 32 33 34 Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —средства выразительности. Обобщающий урок года 1 1 1 Акция «Георгиевская ленточка» 1 1 1 1