1.Пояснительная записка. Рабочая программа по истории для 6 – 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года)); с учетом рабочей программы Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков. 6 класс» – М., «Просвещение», 2012; рабочей программы и тематического планирования курса «История России. 6 – 9 классы» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова П.С. Стефанович и др. (под редакцией А.В. Торкунова) – М., «Просвещение», 2016. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с.; История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016; Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2014. – 319 с.; История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) (6 класс) и на 68 часов в год (2 часа в неделю) (7 класс). 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» . 6 – 7 класс. Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить: - формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; - понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; - осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; - приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы: - целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; - базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; - умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; - уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Выпускник 6 класса научится: - локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; - использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций; - проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; - составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; - объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; - сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство»); - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. Выпускник 6 класса получит возможность научиться: - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; - составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. Выпускник 7 класса научится: - локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; - использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций; - анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - сопоставлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; - систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм»); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами); - сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Выпускник 7 класса получит возможность научиться: - используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; - использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора); - сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; - применять знания по истории России в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников. Личностными результатами изучения курса истории в 6 – 7 классе являются: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями; - проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; - уважительное отношение к прошлому, к историческому и культурному наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; - навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие условия и навыки: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; - активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; - активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; - формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности; - планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; - работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую информацию, обобщать факты, составлять план, конспект); - собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность (при помощи педагога); - привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; - определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В 6 КЛАССЕ (68 часов) «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (28 ЧАСОВ) Введение. Живое Средневековье (1 час). Что изучает история Средних веков. Средние века: понятие и хронологические рамки. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI вв.) (4 часа). 1. Образование варварских королевств. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI – VIII вв. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Возвышение Хлодвига – вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги – «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и ее значение. Папа римский и Пипин Короткий. Законы франков; «Салическая правда». 2. Возникновение и распад империи Карла Великого. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Распад Каролингской империи. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. 3. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Феодальная лестница. Франция в IX – XI вв. Слабость Каролингов. Гуго Капет – новый избранный король. Владения короля – его домен. Германия в IX – XI вв. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Культура раннего Средневековья. 4. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Англия в IX – XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны: общественный строй, завоевания. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 часа). 1. Византийская империя в IV – XI вв.: территория, хозяйство, управление. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи – Византии – Ромейской империи. Византийские императоры: Юстиниан. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Византия и Русь: культурное влияние. 2. Образование славянских государств. Ранние славянские государства. Направления движения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Объединения славян. Образование государства у южных славян – Болгарии. Князь Симеон и его политика. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Великоморавская держава – государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси – государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Тема 3. Арабы в VI – XI вв. (1 час). 1. Арабы в VI – XI вв.: расселение, занятия. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Аравия – родина исламской религии. Мекка – центр торговли. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Арабский халифат – государство между двух океанов. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Арабская культура. Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа). 1. Средневековая деревня и ее обитатели. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. 2. В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Установление феодальных отношений. Замок – жилище и крепость феодала. Рыцарь – конный воин в доспехах. Кодекс рыцарской чести – рыцарская культура. Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 час). 1. Формирование средневековых городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (2 часа). 1. Могущество папской власти. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Церковь и духовенство. Католическая церковь и еретики. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Церковь – крупнейший землевладелец. Разделение христианства на католицизм и православие. Опора папы – епископы и монастыри. Альбигойские войны. Отношения светской власти и церкви. 2. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина – Святая земля для верующих христиан. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Четвертый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока. Духовно-рыцарские ордены. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (6 часов). Как происходило объединение Франции. Государства Европы в XII – XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Экономические успехи Французского государства. Начало объединения Франции. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Рост международного престижа Франции. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция – централизованное государство. Генеральные штаты – французский парламент. Сословнопредставительная монархия. Что англичане считают началом своих свобод. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. Парламент – сословное собрание. Столетняя война. Столетняя война: Жанна д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны. Обострение социальных противоречий в XIV веке (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Завершение объединения Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII – король новой правящей династии в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания – процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религий. Реконкиста и новые королевства. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв. Германские государства в XII – XV вв. Причины сохранения раздробленности Германии. Усиление власти князей в Германии. Король Карл I – император Карл IV. Золотая булла. Итальянские республики в XII – XV вв. Расцвет торговли и итальянских городов. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 часа). 1. Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем Чешского государства. Прага – столица империи. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения. 2. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Византийская империя и славянские государства в XII – XV вв. Ослабление Болгарского царства. Византийская империя: потеря былого могущества. Образование государства османов. Адрианополь – первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Потеря независимости Болгарии. Экспансия турок-османов и падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Тема 9. Культура средневековой Европы (3 часа). 1. Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Развитие знаний о природе и человеке. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековая литература. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. 2. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили в художественной культуре. Доступность искусства. Средневековая живопись. Гуманизм. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Раннее Возрождение: художники и их творения. 3. Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги. Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа). 1. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Индийская медицина. Искусство. Япония в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. 2. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Общественный строй. Неравномерность развития народов Африки. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Государство инков. Религиозные верования населения. Культура. Тема 11. Итоговое повторение и итоговая проверочная работа (2 часа). 1. Итоговое повторение по модулю «История Средних веков». Историческое и культурное наследие Средневековья. 2. Итоговая проверочная работа по модулю «История Средних веков». «ИСТОРИЯ РОССИИ» (40 часов) Введение (1 час). Предмет отечественной истории. Роль и место России в мировой истории. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 часов). 1. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Заселение территории 2. 3. 4. 5. 6. нашей страны человеком. Каменный век. Первые культуры и общества. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Образование первых государств. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Скифское царство. Боспорское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Гуннская держава Аттилы. Дербент. Восточные славяне и их соседи. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Наш регион в древности. Расселение людей на территории Тюменской области во время мезолита. Освоение Нижнего Приобья и Приполярья. Следы пребывания человека на берегах Андреевского озера. Проверочная работа по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Тема 2. Русь в IX – первой половине XII вв. (10 часов). 1. Первые известия о Руси. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Споры норманнистов и антинорманнистов. 2. Становление Древнерусского государства. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Образование государства. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья. Дань и полюдье. Формирование территории государства Русь. 3. Становление Древнерусского государства. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Дань и полюдье. Первые русские князья. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. 4. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Европейский христианский мир. Принятие христианства и его значение. Владимир I Святой. Византийское наследие на Руси. 5. Русское государство при Ярославе Мудром. Территория и население государства Русь/Русская земля. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Отношения Руси с другими государствами. 6. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Киевское восстание 1113 года. Правление Владимира Мономаха в Киеве. 7. Общественный строй и церковная организация на Руси. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князья, посадник, тысяцкий, вече. Князья, дружина. Формирование древнерусской народности. Основные слои населения Древней Руси. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Земельные отношения. Русская церковь. Духовенство. Монастыри. Духовные ценности. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. 8. Культурное пространство. Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. 9. Повседневная жизнь населения. Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей и бояр. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. 10. Повторительной обобщающий урок «Русь в социально-политическом контексте Евразии». Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак),странами Центральной, Западной и Северной Европы. Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII вв. (4 часа). 1. Политическая раздробленность на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Время политической раздробленности в Европе. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Роль Церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Последствия раздробленности Руси. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. 2. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение земель Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Культура Владимиро-Суздальской земли. 3. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Территория Новгородской земли. Занятия новгородцев. Основные категории населения Новгорода. Политические особенности Новгородской земли. Культура Новгородской земли. Киевское княжество. Черниговское княжество. Смоленское княжество. Галицко-Волынское княжество. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. 4. Проверочная работа по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.». 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (8 часов). Монгольская империя и изменение политической карты мира. Возникновение Монгольской империи. Начало завоевательных походов Чингисхана. Завоевания Чингисхана и его потомков. Битва на Калке. Историческое наследие Монгольской империи. Батыево нашествие на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Походы Батыя на Восточную европу. Возникновение Золотой Орды. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Походы шведов. Походы крестоносцев. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Образование Золотой Орды. Народы Орды. Религии в Орде. Экономика Орды. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Литовское государство и Русь. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Устройство Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши. Усиление Московского княжества. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Закрепление первенствующего положения московских князей. Объединение русских земель вокруг Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Поход Мамая на Русь. На поле Куликовом. Значение Куликовской битвы. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Развитие культуры в русских землях во второй половине XII – XIV вв. Начало возрождения культуры в русских землях. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Книжное дело, летописание. УНТ. Литература. Зодчество. Живопись. Повседневная жизнь. Наш регион в Средневековье. Тюменское ханство. Тюменское ханство – тюркское государство в Сибири. Зависимость ханства от Золотой Орды. Тема 5. Формирование единого Русского государства (9 часов). 1. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. Мир к началу XV века. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Новгород и Псков в XV веке: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским Орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. 2. Московское княжество в первой половине XV века. Изменения в порядке владения 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. землей. Развитие ремесла. Развитие торговли. Василий I. Междоусобная война второй четверти XV века. Василий Темный. Распад Золотой Орды и его последствия. Ослабление государства во второй половине XIV века, нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Образование новых государств на юговосточных рубежах Руси. Дикое Поле. Народы Северного Кавказа. Московское государство и его соседи во второй половине XV века. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Русская православная церковь в XV – начале XVI вв. Православие в начале XV века. Флорентийская уния. Падение Византии. Установление автокефалии Русской церкви. Независимость Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Теория «Москва – третий Рим». Человек в Российском государстве второй половины XV века. Знатные люди Российского государства. Помещики. Ограничение свободы крестьян. Городское население. Появление казачества. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Наш регион в Средневековье. Сибирское ханство. Возникновение ханства в результате распада Золотой Орды. Управление. Население. Наш регион в Средневековье. Сибирское ханство. Войско. Династия Шибанидов. Тема 6. Итоговые повторения (2 часа). 1. Промежуточная аттестация по модулю «История России». 2. Итоговое повторение по модулю «История России». СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В 7 КЛАССЕ (68 часов) «ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ» (28 ЧАСОВ) Введение (1 час). Что изучает Новая история. Новое время: эпоха модернизации. Новое время: понятие и хронологические рамки. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Тема 1. Европа в конце XV – начале XVII вв. (12 часов). 1. Великие географические открытия и их последствия. Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Колониальные захваты. Начало европейской колониальной экспансии. Старый и Новый Свет. Формирование нового пространственного восприятия мира. Новые изобретения и усовершенствования; источники энергии; новое в военном деле и судостроении; географические представления; путешествия Христофора Колумба, Америго Веспуччи о Новом Свете; Фернандо Магеллан; первое кругосветное путешествие; испанцы и португальцы в Новом Свете; значение Великих географических открытий. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. 2. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI – начале XVII вв.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества; короли и парламенты; короли и церковь; создание национальных государств и национальной церкви. 3. Зарождение капиталистических отношений. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII вв. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. 4. Начало процесса модернизации в Европе в XVI – XVII вв. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Европейское общество и повседневная жизнь европейцев в раннее Новое время. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты; буржуазия эпохи раннего Нового времени; новое дворянство; крестьяне; низшие слои населения; бродяжничество; главные беды – эпидемии, голод и войны; изменения в структуре питания; мода; европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества. 5. Гуманизм. Великие гуманисты Европы. Первые утопии; Томас Мор и его представления о совершенном государстве; литература; музыкальное искусство Западной Европы. 6. Мир художественной культуры Возрождения. Особенности духовной жизни Нового времени. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Л. Да Винчи, М. Буонарроти, Р. Санти; особенности искусства Испании и Голландии XVII века; искусство Северного Возрождения. 7. Рождение новой европейской науки. Формирование классической научной картины мира. Разрушение средневекового представления о Вселенной; учения Николая Коперника и Джордано Бруно; важнейшие открытия Галилео Галилея; создание Исааком Ньютоном новой картины мира; Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени; учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. 8. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Начало реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. 9. Распространение протестантизма в Европе. Контрреформация. Ж. Кальвин. Борьба католической церкви против реформационного движения. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Религиозные войны. 10. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Генрих VIII – «религиозный реформатор»; англиканская церковь; Елизавета I – «верховная правительница церковных и светских дел»; укрепление могущества Англии при Елизавете I. 11. Религиозные войны во Франции. Утверждение абсолютизма. Борьба между католиками и гугенотами; Варфоломеевская ночь; война трех Генрихов; Генрих IV Бурбон – «король, спасший Францию»; Нантский эдикт; реформы Ришелье; Франция – сильнейшее государство на европейском континенте. 12. Проверочная работа по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация». 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. Тема 2. Первые революции Нового времени. Буржуазные революции XVII – XIX вв. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (5 часов). Нидерландская буржуазная революция. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Рождение Республики Соединенных провинций. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в.; экономические и религиозные противоречия с Испанией; начало освободительной войны; террор Альбы; Вильгельм Оранский; Утрехтская уния; рождение республики; Голландская республика – самая экономически развитая страна в Европе. Итоги и значение революции. Английская буржуазная революция. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. Оливер Кромвель. Итоги и значение революции. Англия: путь к парламентской монархии. Первые реформы парламента; казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия; реставрация Стюартов; «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVIII вв. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Международные отношения середины XVII – XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав. Проверочная работа по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения». Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов). Эпоха Просвещения. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Возникновение идейнополитических течений. Становление гражданского общества. Великие просветители Европы. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии; Вольтер; Ш. Монтескье; идеи Ж.Ж. Руссо; экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго; влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Мир художественной культуры Просвещения. Мир человека в литературе Нового времени. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо; сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта; гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете; придворное искусство; особенности развития музыкального искусства XVIII в.; произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена; значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах; секуляризация культуры. Стили художественной культуры XVII – XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII – XVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Мировосприятие человека индустриального общества. Аграрная революция в Англии; предпосылки и особенности промышленного переворота в Англии; условия труда и быта фабричных рабочих; дети – дешевая рабочая сила; первые династии промышленников; династии протеста (луддизм); цена технического прогресса. Развитие мануфактурного производства. Английские колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний; отношения с индейцами; формирование североамериканской нации; идеология американского общества; Б. Франклин – великий наставник «юного» капитализма. 5. Европейские революции XIX века. Война североамериканских колоний за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели». Декларация независимости. Историческое значение образования США. 6. Великая французская революция. Французская революция XVIII века: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. 7. Великая французская революция. Французская революция XVIII века: причины, участники. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз. Якобинский клуб; казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты;контрреволюционные мятежи; якобинская диктатура; якобинский террор; раскол в среде якобинцев; причины падения якобинской диктатуры; термидорианский переворот; войны Директории; генерал Бонапарт: военачальник, человек; военные успехи Франции; государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. Революционные войны. Итоги и значение революции. Тема 4. Страны Востока в XVI – XVIII вв. (1 час). 1. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. Тема 5. Итоговые повторения (2 часа). 1. Повторение по модулю «Всеобщая история». 2. Итоговая проверочная работа по модулю «Всеобщая история». «ИСТОРИЯ РОССИИ» (40 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема 1. Россия в XVI веке (17 часов). Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Предпосылки и периодизация Великих географических открытий. Русские географические открытия и их специфика. Последствия Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI века. Крестьянство. Казачество. Ремесло. Городское самоуправление. Торговля. Денежная система. Формирование единых государств в Европе и России. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России. Формирование единого Российского государства. Зарождение европейского абсолютизма. Российское государство в первой трети XVI века. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI века. Война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Стародубская война с Польшей и Литвой. Начало правления Ивана IV. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 года. «Избранная рада»: ее состав и значение. Реформы Избранной рады. Личность Ивана IV. Принятие Иваном IV царского титула. Укрепление центральной власти. Реформы середины XVI века. Военная реформа. Реформы местного управления и налогообложения. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 года. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. 7. Государства Поволжья, Северного Причерноморья и Сибири в середине XVI века. Казанское ханство. Крымское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Сибирское ханство. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. 8. Внешняя политика России во второй половине XVI века. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких войск и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Россия и Кавказ. Присоединение Сибирского ханства. Значение присоединения Сибири. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 года и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Россия и Западная Европа в середине XVI века. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. 9. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. 10. Народы России во второй половине XVI века. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. 11. Опричнина. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 года. Результаты и последствия опричнины. Итоги царствования Ивана IV. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. 12. Россия в конце XVI века. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Пресечение царской династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 году. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьян: указ об «Урочных летах». 13. Государство и церковь. Духовенство и миряне. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Иосифляне и нестяжатели. Мусульманское духовенство. Русская Православная церковь. Учреждение патриаршества. 14. Культура народов России в XVI веке. Особенности развития культуры России в XVI веке. Просвещение. Начало книгопечатания. Светская литература. Архитектура. Изобразительное искусство. 15. Наш регион в XVI веке. 16. Наш регион в XVI веке. 17. Проверочная работа по теме «Россия в XVI веке». Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 часов). 1. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII вв. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны. Россия и Речь Посполитая. Россия и Османская империя. Россия и Персия. 2. Смута в Российском государстве. Династический кризис. Земский собор 1598 года и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова (в том числе в отношении боярства). Опала семейства Романовых. Голод 1601 – 1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Лжедмитрий I и его 3. 4. 5. 6. 7. 8. политика. Восстание 1606 года и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Окончание Смутного времени. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.П. Делагарди. Распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национальноосвободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 года и сожжение города оккупантами. Первое и Второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 году. Земский собор 1613 года и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Итоги и последствия Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII веке. Последствия Смуты. Восстановление экономического потенциала страны. Сельское хозяйство и землевладение. Развитие ремесла. Торговля. Денежная реформа. Продолжение закрепощения крестьян. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Земские соборы. Боярская дума. Приказы. Реформа армии. Соборное уложение 1649 года. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Денежная реформа 1654 года. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII веке. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Народные движения в XVII веке. Причины народных выступлений. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-новгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Внешняя политика России в XVII в. «Посольский обычай». Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. От войны – к «Вечному миру». Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Борьба со Швецией. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Война между Россией и Речью Посполитой 1654 – 1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656 – 1658 гг. и ее результаты. Россия и страны исламского мира. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Отношения с Китаем. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. 9. Вхождение Украины в состав России. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. 10. Русская православная церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Раскол в церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Протесты старообрядцев. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. 11. Народы России в XVII веке. Русский народ. Украинцы. Народы Поволжья, Кавказа, Сибири. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. 12. Русские путешественники и первопроходцы XVII века. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. 13. Культура народов России в XVII веке. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное пособие по истории. Летописание и начало книгопечатания. Литература. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII века. 14. Культура народов России в XVII веке. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (КириллоБелозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Театр. 15. Сословный быт русского человека в XVII веке. Изменения в картине мира человека в XVI – XVII вв. и повседневная жизнь. Общинные традиции. Православие в повседневной жизни русского народа. Образ царя в народном сознании. Домашний быт российских царей, первого сословия, посадского населения и крестьянства. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны. 16. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. Украинцы. Народы Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. 17. Наш регион в XVII веке. 18. Наш регион в XVII веке. 19. Обобщающий урок по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых». 20. Проверочная работа по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых». Тема 3. Итоговые повторения (3 часа). 3. Итоговое повторение по модулю «История России». 4. Промежуточная аттестация по модулю «История России». 5. Итоговое повторение по модулю «История России».