Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» - примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15 - Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; - Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» - Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД – 1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»; - примерная программа основного общего образования по истории; - рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2016 год; авторы А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина; - рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год; Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Задачи изучения истории в основной школе: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Общая характеристика учебного предмета «История»: Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся. В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Описание места учебного предмета "История" в учебном плане: На изучение учебного предмета «История» в 8 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история. Новая история. 1800-1900 гг.» (28 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 40 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем. На контроль знаний, учащихся отводится 6 часов учебного времени. В конце каждой четверти предполагается 20 минут урока отводить на систематизацию знаний и умений изученного материала. Данная рабочая программа предполагает реализацию регионального компонента отечественной истории. Для этого отводится 1 час учебного времени в конце года. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»: Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей страны освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; следование этическим нормам и правилам ведения диалога; формирование коммуникативной компетентности; обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других; расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания; умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Содержание учебного курса «Всеобщая история. Новая история.1800-1900 гг.» (в рамках учебного предмета «История») – 28 часов: Новая история. XVIII – XIX В. 28 ч. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейно политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере. Строительство новой Европы Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз. Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932. установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г.: причины и ход. Кризис Июльской монархии. Франция: революция 1848г. и вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ. Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в. Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в.. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в.. Две Америки США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в. Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г. Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы. Итоговое повторение Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (40 ч) Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов. Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. Российская империя в период правления Екатерины II Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания Тематическая программа по «История России 8 класс – 40 часов № Тема раздела, урока, тип урока Дата Колчас Планируемая деятельность учащихся (на уровне универсальных учебных действий) Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Элементы содержания образования Дом. задание Тема 1. Введение. (1 час) 1 У истоков российской модернизации. Урок усвоения новых знаний и умений. 2 Россия и Европа в конце XVIIвека. Урок усвоения новых знаний и умений. Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. 4.09 1 Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (11 часов) Формулировать познавательную проблему «День и планировать способы солидарности в её решения. Излагать результаты борьбе с познавательной деятельности по теме урока терроризмом» при выполнении творческого задания. Использовать карту как источник информации. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинноследственные связи исторических процессов. Определять значение Хронология и сущность нового этапа российской истории. Усиление османской угрозы Европе. Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством. Россия и Священная лига. Борьба Франции за господство в Европе. Балтийский вопрос Введение . §1 исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России. 3 Предпосылки Петровских реформ. Комбинированный урок. 7.09 1 4 Начало правления Петра I. Комбинированный урок. 11.09 1 5 Великая Северная война 1700-1721 гг. Комбинированный урок. 14.09 1 Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Устанавливать причинн о-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательн ую задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя) Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять причинноследственные связи событий и процессов. Давать оценку деятельности исторической персоны. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы. Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Применять ранее полученные знания. Находить на карте изучаемые «День единства народов Дагестана» Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача. §2 Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. § 3. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. §4 объекты. Определять причинноследственные связи исторических процессов 6 Реформы управления Петра I. Урок самостоятельной работы. 21.09 1 Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять сущность царских указов о единонаследии, по душной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Давать оценку итогов социальной политики Петра I. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. §5 7 Экономическая политика Петра I. Комбинированный урок. 25.09 1 Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательн ую задачу урока. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. §6 Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. 9 Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Урок-беседа. 28.09 1 Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий. §8 Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. §9 Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. § 10 Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы 10 Российское общество в Петровскую эпоху 2.10 1 Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.». Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. 11 Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Урок самостоятельной работы. 5.10 1 Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.») «День единства России» 12 Повседневная жизнь и быт при Петре I. Урок проектной деятельности. 9.10 1 13 Значение Петровских преобразований в истории страны. Урок-дискуссия. 12.10 1 Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия. Описывать условия жизни и быта социальных групп. Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. Обосновывать суждение примерами параграфа. Составлять описание жизни и быта различных слоёв населения при Петре I. Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени. Давать характеристику характеру Петровских преобразований. Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»). Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. Составление минипроектов на заранее выбранные темы из предложенных учителем Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. § 11 Итоги, последствия и значение петровских преобразований Подготов иться к повторен ию по теме Тема 3. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) 15 16 Эпоха дворцовых переворотов. Уроки усвоения новых знаний и понятий. 16.10 19.10 2 Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны §1314; , Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны 17 Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. Комбинированный урок. 23.10 1 Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края). Система управления страной. Фаворитизм. Канцелярия тайных розыскных дел. Укрепление позиций дворянства. Посессионные крестьяне. §15 18 Внешняя политика России в 1725-1762 гг. Урок самостоятельной работы. 26.10 1 Участие России в войне за польское наследство 17331735 гг. Семилетняя война: причины, итоги. Русскотурецкая война 1735-1739 гг. §16 19 Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. Урок проектной деятельности. 9.11 1 Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России во второй четверти XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в. Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии. Национальная политика. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал Подготов иться к повторен ию. Характеризовать религиозную политику государства в 1725-1762 гг. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Тема 4. Российская империя при Екатерине II. (9 часов) 19 Россия в системе международных отношений. Урок усвоения новых знаний и умений. Отношения России с Турцией. 13.11 1 16.11 1 20 Внутренняя политика Екатерины II. Комбинированный урок. 20.11 1 21 Экономическое развитие России при Екатерине II. Урок самостоятельной работы. 23.11 1 27.11 1 «Благородные» и «подлые»: социальная структура Анализировать, с чем было связано изменение международных взаимоотношений в середине XVIII века. Объяснять, как развивались взаимоотношения России и Франции после Семилетней войны. Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I. Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики. Анализировать реформы Екатерины II (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам и др.) Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II. Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы правления Россия и Франция. Россия и Англия. Россия и Австрия. Россия и Пруссия. Россия и Швеция. Россия и Речь Посполитая. Отношения России с Турцией и Крымом. §17 Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. §18 Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. §19 22 23 российского общества второй половины 18 века. Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва. Комбинированный урок. 30.11 1 24 Народы России. религиозная и национальная политика Екатерины II. Урок проектной деятельности. 4.12 1 25 Внешняя политика Екатерины II. Урок самостоятельной работы. 7.12 1 Екатерины II. Промышленность в городе и деревне. Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. Характеризовать особенности национальной и религиозной политики Екатерины II. Объяснять значение толерантной религиозной политики в отношении мусульман. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. §21 Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование кубанского казачества. Стр.3237 Основные направления внешней политики Екатерины II. Русско-турецкие войны. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством §22; подготов ить сообщен ия о Ушакове и Суворов е. «Битва под Москвой» «День героев отечества» при работе с текстом. 26 Начало освоения Новороссийск и Крыма. Комбинированный урок. 11.12 1 Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. «День конституции» Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму. §23; подготов иться к повторен ию. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. §24 Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский поход Суворова. §25 Тема 5. Россия при Павле I. (3 часа) 27 Внутренняя политика Павла I. Урок усвоения новых знаний и умений. Личность Павла 1 28 29 Внешняя политика Павла I. Урок самостоятельной работы. 14.12 18.12 21.12 1 1 1 Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Тема 6. Культурное пространство Российской империи в XVIIIвеке. (10 часов) 30 Общественная мысль, публицистика, 25.12 1 Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе «День воинской славы» Определяющее влияние идей Просвещения в российской Стр.7177 литература. Урок самостоятельной работы. иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Аргументировать вывод материалами параграфами. общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы Зачет по теме «Екатерина 2» Образование в России в XVIII веке. Урок проектной деятельности. 28.12 1 11.1 1 Характеризовать направления государственных правителей в XVIII веке в отношении образования; Анализировать деятельность М.В.Ломоносова в становлении российской науки и образования. Объяснять значение открытия в России Московского университета. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Аргументировать вывод материалами параграфами. М.В. Ломоносов и его Стр.77выдающаяся роль в 81 становлении российской науки и образования. Образование в России в XVIII в. Московский университет – первый российский университет. 32 Российская наука и техника в XVIII веке. Урок работы в группах. 15.1 1 Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.». Российская наука в XVIII веке. Стр.81Академия наук в Петербурге. 86 Изучение страны – главная задача российской науки. 33 Русская архитектура в XVIII веке. 18.1 1 Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, 31 31 Стр.8691 Урок проектной деятельности. 34 Живопись и скульптура. Урок самостоятельной работы. 22.1 1 35 Музыкальное и театральное искусство. Урок проектной деятельности. 25.1 1 п.). Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. формирование его городского плана. Переход к классицизму, В.И. Баженов, М.Ф.Казаков. Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Особенности развития живописи в XVIIIвеке. А.П.Антропов, И.П. и Н.И.Аргуновы. деятельность Боровиковского и Лосенко. Стр.9197 Музыка и театр в европейской истории в XVIII веке. Иностранцы на русской сцене. Зарождение русского публичного театра. Первые композиторы и их музыка. Стр.97101; подготов ить минипроект на выбранн ую тему. «Ленинградская битва» 36 Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Комбинированный урок. 29.1 1 38 Перемены в повседневной жизни российского сословия. 1.2 1 Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории. «День памяти жертв Холокоста» Русский народ. Калмыки. Народы Поволжья. Украинцы и белорусы. Жилище, одежда и питание российских сословий в XVIII веке. Досуг. Стр.101112 Основные положения изученного курса истории: даты, личности, события, понятийный аппарат. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1800-1900 ГГ. 8 класс № 1 Дата Тема урока, разделы. Введение. От традиционного общества к обществу индустриальном у. Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Решаемые проблемы Кол .час . планируемые результаты Мета предметные познавательные регулятивные Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (7 часов) От традиционного Познавательные: Регулятивные: ст общества к самостоятельно авят учебную обществу выделяют и задачу, индустриальному. формулируют определяют Модернизация — познавательную последовательнос процесс цель, используют ть разрушения общие приемы промежуточных традиционного решения задач. целей с учётом общества. конечного результата, составляют план Личностны е коммуникати вные Коммуникати вные: допуска ют возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, Проявляют устойчивый учебнопознаватель ный интерес к новым общим способам решения задач. и алгоритм действий. 2 5.02 Индустриальная революция: достижения и проблемы. 8.02 3 12.02 Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. «Сталинградская битва» Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализ м свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. 2 Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Регулятивные: у читывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Коммуникати вные: учитыва ют разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве , формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неус пеха учебной деятельност и. 1 Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Регулятивные: п ринимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникати вные: проявля ют активность во взаимодействи и для решения коммуникатив ных и познавательны х задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничеств о). Имеют целостный, социально ориентирова нный взгляд на мир в единстве и разнообрази и народов, культур и религий 4 15.02 Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. 5 19.02 Наука: создание научной картины мира XIX в. 6 22.02 XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. 6 26.02 1.03 Искусство в поисках новой картины мира. «День памяти Афганистана» «23 Февраля» «День комплимента» Технический прогресс и повседневность. Газета в городе. Новое в представлении о комфорте быта. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. 1 Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. 1 Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. 1 2 Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Регулятивные: п ланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникати вные: адекватн о используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив ных задач Выражают адекватное понимание причин успеха/неус пеха учебной деятельност и. Регулятивные: п ланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникати вные: адекватн о используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив ных задач Определяют внутреннюю позицию обучающего ся на уровне положитель ного отношения к образовател ьному процессу; Регулятивные: п ринимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникати вные: проявля ют активность во взаимодействи и для решения коммуникатив ных и познавательны х задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают Имеют целостный, социально ориентирова нный взгляд на мир в единстве и разнообрази и народов, культур и религий. 7 8 5.03 12.03 15.03 Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Консульство и образование «Международный женский день» Воплощение эпохи в литературе. Изобр азительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал. помощь и сотрудничеств о). 2 Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Регулятивные: о пределяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Тема 2. Строительство Новой Европы. (7 часов) Режим личной 1 Познавательные: Регулятивные: п власти Наполеона используют ринимают и Бонапарта. знаковосохраняют Коммуникати вные: договари ваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Определяют внутреннюю позицию обучающего ся на уровне положитель ного отношения к образовател ьному процессу; понимают необходимо сть учения, выраженног ов преобладани и учебнопознаватель ных мотивов и предпочтени и социального способа оценки знаний. Коммуникати вные: аргумент ируют свою Проявляют эмпатию, как наполеоновской империи. 19.03 Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. 9 22.03 Великобритания : сложный путь к величию и процветанию. 10 26.03 Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установлен ие законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности осознанное понимание чувств других людей и сопережива ние им. 1 Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Регулятивные: а декватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникати вные: договари ваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференци рованную самооценку своих успехов в учебе. 1 Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: ст авят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникати вные: формули руют собственное мнение и позицию, задают вопросы, Осмыслива ют гуманистиче ские традиции и ценности современног о общества. 1 11 2.04 Франция: революция 1848г. и вторая империя. «День смеха» 12 5.04 Германия: на пути к единству. «День спорта» 13 9.04 «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» «День здоровья» 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г. во Франции: причины, движущие силы, итог. Выборы в Учредительное собрание. Принятие Конституции 1848 года и установление республики. строят понятные для партнера высказывания 1 Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Регулятивные: ст авят учебную задачу, определяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. 1 Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Регулятивные: у читывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло 1 Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при Регулятивные: у читывают установленные правила в планировании и Коммуникати вные: допуска ют возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействи и Коммуникати вные: учитыва ют разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве , формулируют собственное мнение и позицию Коммуникати вные: учитыва ют разные мнения и стремятся к Проявляют устойчивый учебнопознаватель ный интерес к новым общим способам решения задач. Выражают адекватное понимание причин успеха/неус пеха учебной деятельност и. Выражают адекватное понимание причин успеха/неус 14 12.04 15 16.04 Кавур. решении проблем контроле способа координации Революционная различного решения, различных деятельность характера осуществляют позиций в Джузеппе пошаговый сотрудничестве Гарибальди. контроль. , формулируют Джузеппе собственное Мадзини. мнение и Национальное позицию объединение Италии. Война, Третья республика 1 «День Познавательные: Регулятивные: п Коммуникати изменившая во Франции. ставят и ринимают и вные: проявля космонавтики» карту Европы. Завершение формулируют сохраняют ют активность Парижская объединения проблему урока, учебную задачу, во коммуна. Германии и самостоятельно учитывают взаимодействи провозглашение создают алгоритм выделенные и для решения Германской деятельности при учителем коммуникатив империи. решении ориентиры ных Парижская проблемы. действия в новом коммуна. Попытка учебном реформ. материале в Поражение сотрудничестве с коммуны. учителем. Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (5 часов) Германская Политическое Регулятивные: о Познавательные: Коммуникати 1 империя: борьба устройство. пределяют ориентируются в вные: договари за «место под Причины последовательнос разнообразии ваются о солнцем». гегемонии Пруссии ть способов решения распределении в составе империи. промежуточных познавательных функций и Быстрое целей с учетом задач, выбирают ролей в экономическое конечного наиболее совместной развитие. результата, эффективные деятельности; Юнкерство и составляют план способы их задают крестьянство. и алгоритм решения. вопросы, Борьба Бисмарка с действий. необходимые внутренней для оппозицией. организации «Исключительный собственной закон против деятельности и пеха учебной деятельност и. Выражают адекватное понимание причин успеха/неус пеха учебной деятельност и. Выражают устойчивые эстетически е предпочтени яи ориентации на искусство, как значимую сферу человеческо й жизни. 16 19.04 Великобритания : конец Викторианской эпохи. 17 23.04 Франция: Третья республика. 18 26.04 Италия: время реформ и колониальных захватов. . . социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическо му капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Конституционная монархия. Причины медленного развития сотрудничества с партнером 1 1 1 Регулятивные: п ринимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Регулятивные: п ланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Регулятивные: а декватно воспринимают предложения и оценку учителей, Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения Коммуникати вные: аргумент ируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: Коммуникати самостоятельно вные: участву выделяют и ют в формулируют коллективном познавательную обсуждении цель, используют проблем, общие приемы проявляют решения активность во поставленных взаимодействи задач. и для решения коммуникатив ных и познавательны х задач. Коммуникати вные: договари ваются о распределении функций и Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств друг их людей и сопережива ние им Проявляют доброжелате льность и эмоциональ нонравственну ю отзывчивост ь, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопережива ние им Определяют свою личностную позицию, адекватную 19 20 30.04 3.05 От Австрийской империи к АвстроВенгрии: поиски выхода из кризиса. США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. . «День пожарных» капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны. «Лоскутная 1 империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. товарищей, родителей задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности ролей в совместной деятельности дифференци рованную самооценку своих успехов в учебе. Регулятивные: ст авят учебную задачу, определяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач. Коммуникати вные: допуска ют возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействи и. Проявляют устойчивый учебнопознаватель ный интерес к новым общим способам решения задач. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникати вные: учитыва ют разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Выражают адекватное понимание причин успеха/неус пеха учебной деятельност и Тема 4. Две Америки. (2 часа). Увеличение Регулятивные: у 1 территории США. читывают «Земельная установленные лихорадка». правила в Особенности планировании и промышленного контроле способа переворота и решения, экономическое осуществляют развитие в первой 21 22 7.05 10.05 Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». половине XIX в. Плантацио нное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Основные колониальные владения. Национальноосвободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканс кий плавильный котел». пошаговый контроль. 1 Регулятивные: п ринимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. , формулируют собственное мнение и позицию. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Тема 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа) Кризис Регулятивные: п Познавательные: 1 традиционализма. ланируют свои ставят и Насильственное действия в формулируют «открытие» соответствии с проблему и цели Японии поставленной урока; осознанно европейскими задачей и и произвольно Коммуникати вные: проявля ют активность во взаимодействи и для решения коммуникатив ных и познавательны х задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничеств о) Имеют целостный, социально ориентирова нный взгляд на мир в единстве и разнообрази и народов, культур, религий. Коммуникати вные: адекватн о используют речевые средства для эффективного Определяют внутреннюю позицию обучающего ся на уровне положитель державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане 23 14.05 Китай: традиции против модернизации. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. 1 Регулятивные: п ринимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. 24 17.05 Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857— 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский 1 Регулятивные: о пределяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательско го характера Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем решения разнообразных коммуникатив ных задач. Коммуникати вные: проявля ют активность во взаимодействи и для решения коммуникатив ных и познавательны х задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничеств о) Познавательные: Коммуникати ориентируются в вные: договари разнообразии ваются о способов решения распределении познавательных функций и задач, выбирают ролей в наиболее совместной эффективные из деятельности; них задают вопросы, необходимые для организации ного отношения к образовател ьному процессу; понимают необходимо сть учения, Имеют целостный, социально ориентирова нный взгляд на мир в единстве и разнообрази и народов, культур, религий. Выражают устойчивые эстетически е предпочтени яи ориентации на искусство, как значимую сферу 25 21.05 Африка: континент в эпоху перемен. 26 24.05 Международные отношения: дипломатия или войны? . национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Регулятивные: п Познавательные: ринимают и используют сохраняют знаковоучебную задачу, символические планируют свои средства, в том действия в числе модели и соответствии с схемы для поставленной решения задачей и познавательных условиями ее задач реализации, в том числе во внутреннем плане Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час) Политическая Регулятивные: п Познавательные: 1 карта мира к ланируют свои самостоятельно началу действия в выделяют и XX в. Нарастание соответствии с формулируют противоречий поставленной познавательную между великими задачей и цель, используют державами и условиями ее общие приемы основные узлы реализации, решения противоречий. оценивают поставленных Тройственный правильность задач союз. Франковыполнения русский союз. действий Англо-германское соперничество. Антанта. 1 . Итоговое повторение (2 час) собственной деятельности и сотрудничества с партнером. человеческо й жизни Коммуникати вные: аргумент ируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств друг их людей и сопережива ние им Коммуникати вные: участву ют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействи и для решения коммуникатив ных и познавательны х задач Проявляют доброжелате льность и эмоциональ нонравственну ю отзывчивост ь, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопережива ние им. 27 28.05 Повторение по теме: «Новая история.18001900». Основные положения изученного курса: даты, события, понятия, исторические личности и их влияние на развитие исторических событий. Регулятивные: п ланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникати вные: участву ют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействи и для решения коммуникатив ных и познавательны х задач 28 31.05 Итоговое тестирование по теме: «Новая история.18001900». Основные положения изученного курса: даты, события, понятия, исторические личности и их влияние на развитие исторических событий.Тестирова ние по типу ОГЭ. Регулятивные: а декватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникати вные: договари ваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Проявляют доброжелате льность и эмоциональ нонравственну ю отзывчивост ь, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопережива ние им. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференци рованную самооценку своих успехов в учебе.