Календарно-тематическое планирование по истории России 9 класс Глава I. Россия в первой четверти ХIХ в. (10 ч) № 1 Тема урока Введение Тип урока Урок усвоения новых знаний. Кол час 1 1 2 Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. 3 Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Комбиниров анный урок. 1 4 Внешняя политика Александра I в 1801— 1812 гг. Комбиниров анный урок. 1 Характеристика деятельности обучающихся Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в.(используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдель ных слоёв населения. Называ ть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять при Формируемые УУД Дата Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Предметные: научится объя снять суть и главные признаки промышленной революции; анализировать основные «День знаний» тенденции политического, экономического и социального развития России на рубеже веков Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоя тельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Воспитывать в себе патриотическую гражданскую «Я-позицию». Предметные: научится дават ь оценку реформаторским планам Александра 1 в первые годы его правления. 2.09 Предметные: научится пере числять основные события внешней политики России в 13.09 6.09 9.09 чины участия России в антифранцузских коалициях указанный период и анализировать их значение Предметные: научится Анал изировать причины, основной ход событий, итоги и значение Отечественной войны 1812 года Метапредметные УУД: Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; П.: Работать с исторической картой Европы. К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения Личностные УУД: выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор Предметные: научится Рабо тать с картой, определять причины, ход событий, основные битвы, итоги и последствия внешней политики России в указанный период времени. Метапредметные УУД: Р.:устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям Личностные УУД: Высказывать свое 5 Отечественная война 1812 г. Комбиниров анный урок. 1 Рассказывать , используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить со общение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. 5 Заграничные походы русской армии. Комбиниров анный урок. 1 Приводить и обосновывать оц енку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. 16.09 20.09 мнение относительно роли личности человека в истории 6 Внутренняя политика Александра I в 1815— 1825 гг. Комбиниров анный урок. 1 Называть либеральные и кон сервативные меры Александра I. Объяснять причины изме нения внутриполитического курса Александра I. 7 Национальная политика Александра I. Урок самостояте льной работы. 1 Характеризовать национальн ую и религиозную политику Александра 1. Объяснять пос ледствия проводимой политики. Предметные: научится Дава ть общую оценку внутренней политики Александра 1 Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину, работать с исторической картой К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Понимать важность реформирования всех сфер общества. Предметные: Давать общую оценку национальной политики Александра 1 в многонациональной Российской империи Метапредметные УУД: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: видеть развитие общественных процессов, работать с письменными историческими источниками; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Личностные УУД: Учиться толерантному отношению к 23.09 27.09 представителям различных национальностей и конфессий 8 Социальноэкономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Комбиниров анный урок. 1 Объяснять смысл понятий: военные поселения, аракчеевщина. Дав ать характеристику личности и деятельности Александра I. 9 Общественное движение при Александре I. Комбиниров анный урок. 1 10 Выступление декабристов. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать про граммные документы декабристов, сравнивать их осно вные положения, определяя обще е и различия. Составлять биогра фическую cправку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору) на основе научнопопулярной литературы. Излага ть оценку движения декабрист ов. Определять и аргументиро вать своё отношение к ним и оценку их деятельности. 1 Предметные: научится Объя снять проявление капиталистических тенденций в экономике России в первой четверти 19 века Метапредметные УУД: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией Личностные УУД: Высказывать собственное мнение по вопросу о причинах социального неравенства в обществе. Предметные: научится Объя снять суть понятия «общественные движения» и анализировать работу тайных обществ России в первой четверти 19 века. Глава II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч) 30.09 «День учителя» 4.10 7.09 11 Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Урок усвоения новых знаний. 1 Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий: кодификация законов, корпус жандармов. Давать характерис тику (составлять исторический портрет) Николая I. Предметные: научится Пони мать основные тенденции во внутренней политике Николая 1 и смена вектора развития страны после правления Александра1 Метапредметн ые УУД: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; 11.10 12 Социальноэкономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Комбиниров анный урок. 1 Характеризовать социальноэкономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П. Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина 14.10 13 Общественное движение при Николае I. Комбиниров анный урок. 1 Объяснять смысл понятий: западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать осно вные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляд ы западников и славянофилов на Предметные: научится Осоз навать проявление кризиса феодально – крепостнической системы в указанный период Метапредметные УУД: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Проводить сравнительный анализ Предметные: научится Объя снять суть теории официальной народности; анализировать отличительные черты основных типов общественного движения при Николае 1 Метапредметные УУД: П. – представлять 18.10 14 Национальная и религиозная политика Николая I. Урок самостояте льной работы. Этнокультурный облик страны. Региональный компонент. 1 1 пути развития России, выявлять различия и общие черты. Характеризовать национальную и религиозную политику Никола я 1 и объяснять последствия проводимой политики. Характеризовать этнок ультурный облик страны. Рассказывать о положен ии на родов Российской империи , национальной политике власти (с использованием материалов истории края). информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Систематизации полученной информации, ориентации на результат в процессе учебной деятельности 21.10 25.10 28.10 1 15 Контрольная работа Кавказская война 1817—1864 гг. Комбиниров анный урок. 1 Характеризовать основные н а правления внешней политики России во второй четверти XI X в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Перси ей и Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги. 17 Крымская война 1853—1856 гг. Комбиниров анный урок. 1 Рассказывать, используя исто рическую карту, об основных событиях войны 18531856 гг. Подготовить сообщен Предметные: научится Анал изировать причины, основной ход событий, итоги и значение кавказской войны 1817 – 1864 гг Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоя тельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Воспитывать в себе гражданскую «Я-позицию». Предметные: научится Анал изировать причины, основной ход событий, итоги и значение крымской войны 1853 – 1856 «День единство народов России» 8.11 11.11 ие об одном из участников Крымской войны (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Крымской войны для российского общества. Составлять характер истики защитников Севастополя. 18 Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Региональный компонент. Урок самостояте льной работы. 1 Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сооб щение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору). Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д. гг Метапредметные УУД: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Воспитывать в себе гражданскую «Я-позицию». Составлять собственное мнение относительно связи исторических эпох Предметные: научится Опре делять события, оказавшие определяющие воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине 19 века Метапредметные УУД: Р.:умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения П.: устанавливать аналогии К.: представлять результаты своей деятельности в виде сообщения. Личностные УУД: излагать свое суждение по вопросу о значимости культурного воспитания в жизни каждого человека, излагать свое суждение по вопросу о значимости образования в жизни каждого человека Глава III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч) 15.11 20 Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Урок усвоения новых знаний. 1 Характеризовать предпосылк и отмены крепостного права Предметные: научится Объя снять суть процесса индустриализации и особенности промышленного переворота в России и причины ограничения его масштабов. 18.11 21 Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Комбиниров анный урок. 1 Называть основные положен ия крестьянской, земской, судебн ой, военных реформ. Объясн ять смысл понятий: редакцио нные комиссии, временно-обязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Приводить оценк и характера и значения реформ 1860- 1870_х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и об основывать свою оценку. Объяснять смысл понятий: земства, городские управы, мировой суд. 22.11 22 Реформы 1860— 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Комбиниров анный урок. 1 Предметные: научится Ана лизировать причины, содержание и сущность и значение реформы Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоя тельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Пониманию важности реформирования в историческом процессе Предметные: научится Объя снять суть основных либеральных реформ в период правления Александра Второго и их значения в истории России 23 Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный период. Региональный компонент. Комбиниров анный урок. 1 Предметные: научится Опре делять влияние реформ на развитие экономики страны Метапредметные УУД: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в 29.11 Характеризовать экономичес кое развитие России в пореф орменные десятилетия на осн ове информации исторической карты. Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре 25.11 российского общества в последней трети XIX в. 24 Общественное движение при Александре II. и политика правительства. Комбиниров анный урок. Александре II и политика правительства. 26 Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России. Региональный компонент. 1 1 Урок самостояте льной работы. 1 Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, рад икального общественного движения. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Объяснять, в чём заключалась эволюция народни ческого движения в 18701880е гг. Давать характеристик и участников народнического д вижения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Излагать оценку значения народнического движения, высказывать своё отношение к ним. Давать оценку национальной политики самодержавия при Александре II. Рассказывать о национальной политике в крае, используя информацию учебник а, материалы по истории края (устное сообщение) т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; Предметные: научится Опре делять основные направления и характер общественного движения в пореформенный период Метапредметные УУД: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях Предметные: научится Опре делять основные направления национальной и религиозной политики Александра Второго Метапредметные УУД: П. давать определение понятиям; К.: – выдвигать версии, выбирать средства 6.12 «Битва под Москвой» 9.12 День Конституции» 13.12 27 Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877— 1878 гг. Комбиниров анный урок. 1 Характеризовать внешнюю политику Александра II. Рассказывать, ис пользуя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать от ношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870е гг. Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в. достижения цели в группе и индивидуально; Р.: – определять цель, проблему в учебной деятельности; Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Предметные: научится Анал изировать восстановление международного престижа России дипломатическим и военным путем Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоя тельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Формировать гражданскую «Я-позицию» и чувство сопричастности Родине 16.12 Глава IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч) 28 Александр III: особенности внутренней политики. Комбиниров анный урок. 1 1 Контрольная работа» Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литературе, высказывать и аргу ментировать свою оценку. Предметные: научится анал изировать причины, суть и значение основных контрреформ во время правления Александра Третьего Метапредметные УУД: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. «День воинской славы» 23.12 27.12 «Ленинградская блокада» 29 Перемены в экономике и социальном строе Комбиниров анный урок. 1 30 Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг. Комбиниров анный урок. 1 31 Национальная и религиозная политика Александра Урок самостояте 1 Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Предметные: научится Анал изировать особенности социальной структуры общества второй половины 19 века Метапредметные УУД:П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – работать по плану, сверяясь с целью; Личностные УУД: Преобразовывать графически изложенную информацию в текст Излагать оценки значения Предметные: научится Опре общественного делять основные направления движения, высказывать своё и характер общественного отношение к ним. движения в указанный период Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоя тельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений Характеризовать национальную Предметные: Определять и религиозную политику основные направления Александра III. Объяснять посл национально – 10.01 13.01 17.01 III. Региональный компонент льной работы. 32 Внешняя политика Александра III. Комбиниров анный урок. 1 33 Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Региональный компонент Урок самостояте льной работы. 1 34 Русская литература в 19 веке. 1 Художественная культура 19.в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. 1 Урок самостояте льной работы. 1 едствия проводимой политики, в т.ч. для населения мордовского края. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать достижения культуры России второй поло вины XIX в. Составлять опи сание памятников культуры рассматриваемого периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экск урсии). Подготовить сообщен ие о творчестве известного де ятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Рассказывать о положении основных слоёв российского общества в этот период, характеризовать его. С истематизировать и обобщать и сторический материал. конфессиональной политики 1880 – 1890 гг Предметные: научится Орие нтироваться в основных направлениях внешней политики в указанный период 20.01 Предметные: Ориентировать ся в основных достижениях науки и образования, литературы и художественной культуры второй половины 19 века; основным изменениям в повседневной жизни населения Метапредметные УУД: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Вырабатывать собственный стиль публичного выступления 24.01 «Ленинградская блокада» 27.01 31.01 «Сталинградская битва» 3.02 Глава V. Россия в начале XX в. (11 ч) 35 Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Урок усвоения новых знаний. 1 Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. Давать характеристику геополитического положения и Предметные: Анализировать на каком уровне находилась экономика России в начале 20 века; перечислять изменения, которые происходили в 7.02 36 Социальноэкономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Региональный компонент Комбиниров анный урок. 1 37 Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Комбиниров анный урок. 1 38 Внешняя политика Николая II. Комбиниров анный урок. 1 39 Русско-японская война 1904—1905 гг. 1 экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Характеризовать положение, о браз жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. Объяснять, в чём заключалась необходимость политических р еформ в России в начале XX в . Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале XX в. Давать характерист ику императора Николая II. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. социальной структуре общества в указанный период Метапредметные УУД: Р.:владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение, работать с большими текстами К.: работать в группе Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Предметные: Характеризоват «День памяти Афганистана» ь политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоя тельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности 14.02 Характеризовать основные направления внешней политики России, причины русскояпонской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, использ уя историческую карту. Излага ть условия Портсмутского мира Предметные: Описывать причины, основные события, итоги и значение русско – японской войны 1904 – 1905 гг. Метапредметные УУД: Р.: определять способы действий в рамках 17.02 10.02 21.02 и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздей ствие войны на общественную жизнь России. 40 Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Региональный компонент Комбиниров анный урок. 1 41 Социальноэкономические реформы П. А. Столыпина. Комбиниров анный урок. 1 42 Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Комбиниров анный урок. 1 Раскрывать причины и характер российской революции 19051907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905-1907 гг. и их участниках. Объяснять смысл понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, социалдемократы. Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Объяснять смысл по нятий: отруб, хутор, переселенч еская политика. Составлять ха рактеристику(исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию. Раскрывать основную сущность и последствия изменений в политической и общественной жизни России после революции 1905 г. предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией Личностные УУД: выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор Предметные: научится опре делять причины, повод, характер, основные события , итоги и значение революции 1905 – 1907 гг. К: излагать своё мнение Личностные УУД: Вырабатывать критическое мышление Предметные: научится оцен ивать вклад деятельности Столыпина в социально – экономическое развитие России в начале 20 века Метапредметные УУД: П: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: излагать своё мнение Предметные: научится опре делять основной вектор политического развития в указанный период Метапредметные 24.02 28.02 3.03 УУД: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами 45 Итоговое повторение Повторите льнообобщающи й урок 1 Систематизировать и обобщ ать исторический материал. Высказывать и арг ументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории второй половины XIX в., давать оценку её деятелей. Предметные: научится обоб щать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения 7.03 Календарно-тематическое планирование всеобщая новейшая история 9 класс. Дата № Тема урока Кол час Формы Основные виды организации учебной учебного деятельности занятия/Тип урока УУД по теме Предметные результаты Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Д/З Раздел 1 Новейшая история. Первая половина XXв. 10 часов Индустриальное общество в начале XX в. 1 2 14.03 Политическое развитие в начале XX в. 3 17.03 «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. 1 10.03 Урок изучения нового учебного материала Наблюдение за демонстрациями учителя. Самостоятельная работа с учебником. 1 комбинированный (смешанный) урок Наблюдение за демонстрациями учителя. Самостоятельная работа с учебником. 1 комбинированный (смешанный) урок Наблюдение за демонстрациями учителя. Самостоятельная работа с учебником. Регулятивные Определять предпосылки 1. Ставят учебную глобальных конфликтов; задачу, оценивают выявлять особенности модернизации в начале XX свою работу на в.; характеризовать страны уроке мира в новую 2. Определяют последовательнос индустриальную эпоху: ть промежуточных лидеров и догоняющих. Определять предпосылки целей с учетом глобальных конфликтов; конечного выявлять особенности результата, модернизации в начале XX прогнозируют результаты уровня в.; характеризовать страны мира в новую усвоения индустриальную эпоху: изучаемого материала Знать периодизацию 3. Составляют план новейшей истории XX — и начало XXI в. и последовательнос особенности исторического ть действий, развития: скорость, глубина, корректируют революционность перемен и деятельность, их всемирный масштаб. вносят изменения Характеризовать основные в процесс с учетом события и вехи XX века, достижения и проблемы §1 §2 §3 4 4.04 Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальсковашингтонская система. 1 Урок изучения нового учебного материала 5 7.04 Последствия войны: революции и распад империй. 1 комбинированный (смешанный) урок 6 11.04 Мировой экономический кризис 1929-1933е гг. Великобритания, Франция. 1 комбинированный (смешанный) урок 7 14.04 США: «новый курс» Ф. Рузвельта 1 комбинированный (смешанный) урок Наблюдение за демонстрациями учителя. Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. возникших Определять причины, цели, характер, основные фронты, трудностей, этапы и сражения I мировой оценивают войны. Знать Версальскоправильность Вашингтонскую систему и выполненных ее противоречия. действий Познавательные: Характеризовать новое 1. Самостоятельно соотношение сил между великими державами и выделяют и причины неустойчивости формулируют новой системы познавательную международных отношений. цель Наблюдение за 2. Ставят и Характеризовать изменения «День спорта» демонстрациями в расстановке политических формулируют учителя. сил в странах Европы; проблему урока, Самостоятельная выявить роль самостоятельно работа с Интернационала в определяют учебником. международной политике в алгоритм действий 1920-е гг. Проводить при решении сравнительный анализ учебной задачи революций в Германии, 3. Моделируют Австрии, Венгрии различные Работа с научноХарактеризовать изменения «День космонавтики» отношения между в расстановке политических популярной субъектами сил в странах Европы; литературой; исторического выявить роль Отбор и процесса Интернационала в сравнение Коммуникативные международной политике в материала по : 1920-е гг. Проводить нескольким сравнительный анализ 1. Учитывают источникам разные мнения и революций в Германии, Австрии, Венгрии стремятся к Работа с научно- координации Определять причины, цели, характер, основные фронты, различных популярной этапы и сражения I мировой литературой; позиций в сотрудничестве, войны. Знать ВерсальскоОтбор и сравнение Вашингтонскую систему и §4 §5 §6 §7 тест материала по нескольким источникам 8 18.04 9 21.04 10 25.04 Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Повторительно обобщающий урок 1 комбинированный (смешанный) урок формулируют ее противоречия. Характеризовать новое собственное мнение и позицию соотношение сил между великими державами и 2. Проявляют причины неустойчивости активность во взаимодействии в новой системы международных отношений. решении Наблюдение за коммуникативных Оценивать деятельность Ф. демонстрациями и познавательных Рузвельта и его «Новый учителя. курс». Иметь представление задач Самостоятельная работа с учебником. §8 о британской и французской модели борьбы с экономическим кризисом. 1 1 Раздел 2 Новейшая история. Вторая половина XX-начало XXI в. 6 ч 11 28.04 1 Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». 12 2.05 Завершение эпохи 1 индустриального общества. 19451970 гг. комбинированный (смешанный) урок Наблюдение за демонстрациями учителя. Самостоятельная работа с учебником. Определять причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Характеризовать Великую депрессию. §9 комбинированный (смешанный) урок Работа с научнопопулярной литературой; Отбор и сравнение Оценивать деятельность Ф. Рузвельта и его «Новый курс». Иметь представление о британской и французской § 10 13 5.05 12.05 14 15 16.05 16 19.05 17 23.05 Кризисы 19701980-х гг. 1 Становление информационного общества. Гражданское общество. 1 Социальные движения. Преобразования и 1 революции в странах Центральной и Восточной Европы. Глобализация в конце 20-начале 21 века. 1 Контрольная работа 1 материала по нескольким источникам модели борьбы с экономическим кризисом. «День пожарных» §11 «День победы» §12 §13 «День семьи» §14 Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 9-го класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.); - Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт); - Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»; - Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15); - Авторская программа по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы); - Авторская программа курса всеобщей истории О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2014 г; - Приказа Минопросвещения России от 08.05.2019 г №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г №345»; «История России. 9 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2017. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 9 класс. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. - М.: Просвещение, 2020 . Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Задачи изучения истории в школе: формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. В соответствии ФГОС основного общего образования и учебного плана МБОУ «Ромодановская СОШ №2» на изучение истории в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится в 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, но в виду того, что в учебном году по учебному плану для 9 классов отведено 34 учебные недели, то количество часов на изучение курса в 9 классе сократилось на 2 часа за счет резерва, и составляет 68 учебных часов в год. Из них 28 часов отведено на изучение всеобщей истории, 40 часов на изучение истории России. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методический комплект: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебник. История России. 9 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А.Я.Токарева и др. под редакцией А. В. Торкунова; М.«Просвещение», 2017; Учебник «Всеобщая история. Новая история. 9 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова; М. «Просвещение», 2020 год. Поурочные рекомендации. История России. 9 класс. Журавлева О.Н. Поурочные разработки. Всеобщая история. Новая история.1800-1913 гг. авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.»Просвещение», 2002 г. Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А. Программно-нормативное обеспечение: 1. 2. 3. 4. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483). Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483). Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016. 6. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год 5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» Личностные результаты изучения истории включают: освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историкокультурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к истории родного края, его, культурным и историческим памятникам; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; внимательное отношения к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны; развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений. Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом; планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; проводить сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ставить проблему, аргументировать её актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя); делать умозаключения и выводы на основе аргументации; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Предметные результаты изучения истории включают: представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период; представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.; умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп; представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.; знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей; установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ); определение и использование основных исторических понятий периода; установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений; установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.); анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства; сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы); систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств; приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии. Планируемые результаты изучения курса «История»: Ученик научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Ученик получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Содержание учебного предмета. 9 класс Российская империя в XIX ― начале XX в. (40 ч.) Александровская эпоха: государственный либерализм Европа на рубеже XVIII―XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII―XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. ― первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия ― великая мировая держава. Николаевская эпоха: государственный консерватизм Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30―50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830―1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860―1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860―1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850―1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863―1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски. «Народное самодержавие» Александра III. Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880―1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быте: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества. Россия в начале ХХ в.: кризис империи Мир на рубеже XIX―XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно- монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX―XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904— 1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905―1907 гг. Народы России в 1905―1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Общество и власть после революции 1905―1907 гг. Политические реформы 1905―1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. ХХ