РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «Кизилюртовский район» Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение «Миатлинская Средняя Общеобразовательная Школа» ИНН:0516008290/ 051601001, ОГРН:1020502233070; 368120, Российская Федерация Республика Дагестан, с. Миатли, ул.Школьная №13 тел:89285320517 miatli-sosh@yandex.ru ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МКОУ «Миатлинская СОШ» I. Общие положения 1. Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, утвержденном Минобрнауки. 2. Библиотека является структурным подразделением МКОУ «Миатлинская СОШ», участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 3. Деятельность библиотеки отражается в Уставе школы. 4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных, образовательных программ. 5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, Уставом школы, Положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. 9. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержавших хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 год №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не допускается наличие экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей националсоциалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Кроме того, к таким материалом, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114 – ФЗ относится: а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. II. Основные задачи Основными задачами школьной библиотеки являются: 1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов. 3. Воспитание у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ. III Основные функции Для реализации основных задач библиотека: 1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; 2. Создает информационную продукцию: • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, электронный каталог; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); 3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. Организация деятельности библиотеки 1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов; • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы. 6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. V. Организация работы 1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 4. Заведующий библиотекой назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: 1. Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; 2. Планово-отчетную документацию; 3.Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется Уставом школы. 4. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права и обязанности библиотеки Работники школьной библиотеки имеют право: 1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и положении о школьной библиотеке; 2. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; 3. Определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; 4. Иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; 5. Быть представленными к различным формам поощрения; 6. Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. VII. Работники библиотек обязаны 1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; 2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; 3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов; 4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; 5. Ежеквартально проводить сверки библиотечного фонда с регулярно пополняющимся Федеральным списком экстремистских материалов; 6. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; 7. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; 8. Обеспечивать режим работы школьной библиотеки; 9. Отчитываться в установленном порядке перед директором школы; 10. Повышать квалификацию. VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки Пользователи библиотеки имеют право: 1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; 3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 4. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; 5. Продлевать срок пользования документами; 6.Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 7. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. IX. Пользователи школьной библиотеки обязаны 1. Соблюдать правила пользования школьной библиотекой; 2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; 3. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; 4. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; 5. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов); 6. Возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; 7. Заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; 8. Полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. X. Порядок пользования школьной библиотекой 1. Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; 2. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; 3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; 4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. XI. Порядок пользования абонементом 1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; 2. Максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней; 3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. XII. Порядок пользования читальным залом 1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; 2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.