«Утверждаю» Директор МКОУ «Миатлинская СОШ » ___________М.М.Камалдинов "___" ________2021 г. План работы педагога-психолога на 2021-2022 учебный год Педагог психолог: Билалова Х.А. Цель деятельности: 1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся. 2. Оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей исходя из способностей. 3. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, необходимых для профессионального самоопределения и саморазвития. Задачи педагога-психолога: 1. Изучать контингент учащихся школы с целью выявления детей группы риска и построения наиболее грамотной психологопедагогической работы с ними. 2. Содействовать педагогическому коллективу школы в повышении уровня психологической образованности и грамотности педагогов. 3. Изучать педагогический стиль деятельности учителя, изучать психологический климат, как одно из условий сохранения здоровья детей. 4. Помогать педагогическому коллективу школы в работе с трудновоспитуемыми подростками, используя адресные рекомендации. 5. Проводить профориентационную работу с учениками старших классов. 6. Оказывать помощь педагогам, администрации, родителям в создании оптимальных условий для формирования личности учащихся. 7. Проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися начальной школы, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 8. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями. 9. Оказывать психологическую помощь при подготовке и проведении мероприятий с использованием знаний об индивидуальных особенностях учащихся, взаимоотношений в коллективах Направления деятельности педагога-психолога Психологическая диагностика: - изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития; - проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью определения оптимального образовательного маршрута; - определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников); - - изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых. Психологическая коррекция и развитие: - оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем; - индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии; - осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников -оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения; - предупреждение возможных девиаций поведения; - оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения; -содействие творческому развитию одаренных детей; - оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое консультирование: - психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу; - консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков; - консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Психологическое просвещение: - повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей, их заменяющих); - ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей; Организационно-методическая деятельность: - подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков; - обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; - участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; - подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях; - координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер. Первоначальная информация об учащихся № 1 Дата Составление социального паспорта школы Ответственные сентябрь Педагог- психолог Билалова Х.А. 2 1 2 3 4 5 6 1 1 Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу: Неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, неблагополучные. В течении года Педагог- психолог Билалова Х.А. Организация профилактической работы с учащимися и родителями Индивидуальные консультации учащихся, их по Педагог- психолог родителей индивидуаль Билалова Х.А. ному плану Родительские собрания В течении Администрация года школы, Педагог- психолог Билалова Х.А. Мониторинг межличностного взаимодействия в апрель, Педагог- психолог коллективе учащихся ОУ декабрь Билалова Х.А. классные руководители Выявление учащихся «группы риска», склонных к регулярно Педагог- психолог совершению попыток суицида Билалова Х.А. классные руководители Мониторинг актуального состояния суицидального по мере Педагог- психолог риска учащихся «группы риска» выявления Билалова Х.А. учащихся «группы риска» Классные часы, формирующие в процессе Классные воспитательной работы у учащихся такие понятия, как февраль руководители, «ценность человеческой жизни», Педагог- психолог «цели и смысл жизни». Билалова Х.А. Информационно-разъяснительная работа Оформление стендов, обновление информации по мартЗам директоров по телефону доверия, работе психологической службы декабрь воспитательной муниципального образования. работе, Педагог- психолог Билалова Х.А. «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Рекомендации учителям, работающим с детьми с ОВЗ. Педагог-психолог. В течение года 2 3 Информирование родителей по вопросам обучения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС, вовлечение их в образовательную деятельность. Индивидуальная работа с детьми с учетом В течение года В течение Учителя Педагог- психолог Билалова Х.А. Психолог, возможности их здоровья года социальный педагог. 4 Консультации для родителей в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ В течение года Педагог- психолог Билалова Х.А. 5 Изучение личных дел детей с ОВЗ, протоколов обследования детей — инвалидов. Обновление базы данных учащихся с ограниченными возможностями ноябрь кл.рук. Педагог- психолог Билалова Х.А. 6 Работа по направлениям: формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей инвалидов, -пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ, -расширение социальных контактов детей с ОВЗ, детей-инвалидов. декабря кл.рук. Кл.рук., педагог – психолог, 7 Индивидуальные консультации для родителей первоклассников 1 2 3 4 5 1 2 По Заместители необходимо директора, психолог, сти учителя 1-х классов Внедрение ФГОС НОО детей с ограниченными возможностями здоровья Мед. работник, Ознакомление с результатами диагностики Сентябрь педагог- психолог, ПМПк Зам. директора по В течение ВР, педагогОрганизация встреч учителей и специалистов школы с учебного психолог, кл родителями года .руководители, логопед Зам. директора по Посещение уроков с целью наблюдений за 1 раз в УВР; педагогобучающимися четверть психолог, логопед Мед .работник, Индивидуальное консультирование педагоговпредметников (цель: индивидуально-личностный Октябрь педагог-психолог, подход при работе с детьми с ОВЗ) логопед Педагог- психолог, Ноябрь, Встреча с родителями, консультации апрель Психолого- педагогическое сопровождение По мере Оформление индивидуальных карт учащихся необходимо сти Групповые тренинги: -планирование деятельности, действий; -постановка и достижение цели; 3 4 5 -рефлексия. Тренинг общения (с классами ) Тренинг: профессиональное самоопределение Тренинг: Формирование адекватной самооценки психолог По мере комплектова ния групп Психолог По графику По графику Психолог Психолог По графику Психолог По мере необходимо сти Психолог ( проблемные группы ,1 час) 6 Мотивационные беседы с учащимися по итогам проверки посещения курсов по выбору. 1 2 3 1 1 Выполнение закона об образовании в части соблюдения прав и гарантий обучающихся на образование Зам. директора по Работа с будущими первоклассниками и их родителями УВР, ноябрь(организация занятий по подготовке к школе). февраль Уточнение списков прогноза первоклассников. Педагог- психолог Билалова Х.А. Профориентация (изучение профессиональных предпочтений выпускников, связь с учебными в течение Психолог, Классные заведениями, оформление стендовой информации для года руководители обучающихся и их родителей) Зам. директора по УВР, ВР, психолог, Работа по предупреждению неуспеваемости и в течение профилактике правонарушений года социальный педагог, кл. руководители Коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя образовательных учреждений района Классные Правовой всеобуч учащихся: - проведение бесед, классных часов по руководители, разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся; Педагог- психолог - изучение государственных и международных Билалова Х.А. документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка. работники здравоохранения Алиева Р.Г. Беседы со школьниками: Садаева Р.М. «Курение и здоровье» «Алкоголь и здоровье» «В чем вред курения?» «Препараты, применяемые против курения» «Здоровый образ жизни – школа выживания» «Профилактика вредных привычек» «Войдем в мир здоровья» «Наркоманам скажем «НЕТ!» Районные мероприятия Организация и проведение индивидуальнопрофилактической работы с учащимися «группы риска» и состоящими на учёте в ПДН Встречи с участковым инспектором и ПДН Правовые консультации для подростков и родителей Консультации по профилактике вредных привычек для детей, подростков, родителей 2 Зам по ВР Салманов Г.С. Классные руководители, Педагог- психолог Билалова Х.А. Работники здравоохранения Алиева Р.Г. Садаева Р.М. Коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя образовательных учреждений района базы данных, обследование условий жизни.(сентябрь) Зам по ВР - Взаимодействие с учреждениями системы Салманов Г.С. профилактики безнадзорности и беспризорности по Педагог-психолог выявлению раннего неблагополучия в семье (КДН и Билалова Х.А. ЗП, ПДН ) Патронаж неблагополучных семей (сентябрь). -Организация профориентационной работы (консультации, выезд на районные ярмарки-профессии, экскурсии по учебным заведениям, классные часы, родительские собрания) - Организация лекций специалистов (Педиатр, медицинская сестра школы) (октябрь) - Оказание конкретной помощи в трудоустройстве или определении в профессиональном обучении подростков, оказавшихся в трудном материальном семейном положении (декабрь) Правовой всеобуч учащихся: проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся; изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка (в течение года) классные руководители