УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Миатлинская СОШ» _________________ . «_____»____________20___г. ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе МКОУ «Миатлинская СОШ» (отделение для обучающихся с особыми образовательными потребностями) 1. Общие положения 1.1. Психологическая служба (далее по тексту – Служба) – структурное подразделение отделения для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 1.2. Под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи отделения для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 1.3. Деятельность психологической службы ориентирована как на обучающихся, так и на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья. 1.4.Сотрудники Службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением. 1.4. В своей деятельности Служба руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими ее деятельность. 2. Цель и основные задачи 2.1. Целью Службы является: создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающегося с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого, с целью достижения максимально возможной самостоятельности и развития качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции в обществе. организация психолого – педагогического взаимодействия всех структур образовательного процесса, с целью оказание содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, преодолении трудностей в обучении, нарушении эмоционально – волевой сферы, проблем взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами. 2.2. Основные задачи Службы: психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития; психологическое обеспечение адаптированных образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся (АОП, СИПР); организация взаимодействия всех участников учебно - воспитательного процесса, с целью изучения индивидуальных особенностей учащегося и определения индивидуального образовательного и воспитательного маршрута; содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни; повышение социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, с целью обеспечения психологически грамотного подхода к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, а также профилактика «профессионального выгорания» в педагогической среде; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в образовательном учреждении; оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, педагогическому коллективу в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании учащихся; 3. Основные направления деятельности 3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды. Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды, на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Данное направление деятельности включает в себя: социально-психологический мониторинг, позволяющий администрации, педагогическому коллективу осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся; социально-психологическое проектирование, разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса. Это система мероприятий, направленных на преодоление психологопедагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей. Данное направление деятельности включает в себя: психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач; психологическую профилактику - система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; психологическую диагностику - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Также осуществляется с педагогами с целью оптимизации учебно – воспитательного процесса; психологическое консультирование оказание помощи обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участниках образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения; психологическую коррекцию и развитие - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся; профессиональную ориентацию – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально – личностных возможностей, мотивационной направленности и социально – экономической ситуации на рынке труда. 4. Организационная структура 4.1. В состав Службы входят педагоги – психологи учреждения, которые по административной линии подчиняются непосредственно директору образовательного учреждения. 4.2. Служба работает по утвержденному директором образовательного учреждения плану и отчитывается за его выполнение. 4.3. В непосредственном распоряжении Службы находятся закрепленные помещения с мебелью, оборудованием и набором психологического инструментария. 4.4. Силами Службы организуется вся текущая методическая работа: программы тренингов и занятий, семинары, дискуссии, круглые столы, выступления специалистов и т.д. 4.5. Служба в рамках своей компетенции взаимодействует с подразделениями и органами управления школы. 4.6. Служба может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально – технической базой школы. 5. Права и обязанности Педагог – психолог Службы обязан: 5.1.1. Руководствоваться в профессиональной деятельности Законом об образовании, правительственными и нормативными документами, Уставом школы, настоящим Положением. 5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей. 5.1.3. Знать новейшие достижения психологической пауки в целом, в том числе, социальной, педагогической, возрастной и практической психологии. Применять научно обоснованные методы психодиагностики, развивающей, коррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. 5.1.4. В процессе психологической работы устанавливать и поддерживать доверительные отношения с ребёнком, не допускать предвзятого отношения к нему. 5.1.5. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребёнку или его окружению, а также в тех случаях, когда были даны гарантии анонимности результатов исследования и не возникает ситуация угрозы жизни и здоровью ребенка, При передаче сведений психологического характера руководствоваться интересами ребенка. 5.1.6. Передавать результаты проведённого исследования пользователям (администрации, педагогам, родителям (законным представителям), специалистам учреждения) в доступной и понятной для них форме. Предварительно достигать соглашения о корректном использовании сведений психологического характера, об исключении преднамеренного или случайного сообщения ребёнку результатов обследования, которые могут его травмировать. 5.1.7. Информировать администрацию и педагогический коллектив о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.5.1.5. данного раздела Положения о школьной психологической службе. 5.1.8. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться в медицинские и другие учреждения. 5.1.9. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения, профильными специалистами (логопед, дефектолог и т.д.). 5.1.10. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в решении основных проблем, связанных с преодолением отклонений в обучении, развитии и воспитании обучающихся, а также с обеспечением индивидуального подхода к ним. 5.1.11.Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся. 5.1.12. Оказывать помощь родителям (законным представителям) обучающихся в решении проблем обучения и воспитания. 5.1.13. Участвовать в работе психолого –медико – педагогической комиссии образовательного учреждения. 5.1.14. Участвовать в работе педагогического совета, ПСПк и Совета по профилактике и предупреждению правонарушений. 5.1.15. Вести документацию по установленной форме и предоставлять отчетность в определенные сроки. Педагог-психолог Службы имеет право: 5.2.1. Выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями (законными представителями), педагогическими и другими работниками образовательного учреждения, устанавливать очерёдность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы на определённый период. 5.2.2. Выходить к руководству образовательного учреждения по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы. 5.2.3. Иметь доступ к документации по организации учебновоспитательного процесса, личным делам обучающихся, педагогов при выполнении экспертных, консультативных и посреднических функций. 5.2.4. Принимать участие в обсуждениях и предлагать возможные решения по вопросам учебной деятельности и поведения учащихся, комплектования групп и классов. 5.2.5. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в том случае, когда они не согласуются с Законом об образовании, Конвенцией прав ребенка, этическими принципами педагога-психолога. 5.2.6. Принимать участие в работе методических объединений. 5.2.7. Посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия, с целью проведения наблюдений для осуществления эффективной психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы. 5.2.8. Повышать свой квалификационный уровень. 5.2.9.Иметь учебную и дополнительную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией. 5.2.10. Выступать с обобщением опыта работы в научных и научно – популярных журналах и газетах. 5.2.11. Обращаться, в случае необходимости, через руководство образовательного учреждения с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью учащимся. 5.2.12. Обращаться за консультативной помощью, связанной с профессиональной деятельностью в Психолого – медико – социальные центры. 5.2.13. Аттестоваться с учётом оценки его работы. Педагог-психолог Службы несёт персональную ответственность: за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций; за достоверность психологической информации, сохранение протоколов официальных обследований, ведение обязательной документации педагога-психолога. Обязательной документацией педагога-психолога Службы являются: Организационно – методическая план работы на учебный год; журнал учета рабочего времени; график работы на неделю; программы коррекционно-развивающих занятий; аналитический отчет о проделанной работе за учебный год. Специальная психологическая карта ребенка; психологические заключения; протоколы обследования; заключения по результатам обследования. психолого – медико – социальный портрет обучающегося; Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения по результатам обследования, психологические карты и протоколы обследования. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (закрытом шкафу) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. Положение принято на педагогическом совете МКОУ «Миатлинская СОШ» Протокол №____ от ___.___.20___ г.