ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Цель изучения технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Задачи: духовно-нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности; формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления; развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. 1 Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном), развития исследовательских навыков, критического мышления, здоровьесбережения. В курсе предусмотрено использование разнообразных организационных форм обучения: работа в группах и парах; коллективное решение проблемных вопросов; индивидуальные задания. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются: качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом; степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя); уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации. Информационная мастерская (3 часа) Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя. Мастерская скульптора (6 часа) Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Конструируем из фольги Мастерская рукодельницы (8 часов) Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска. Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов (11 часов) Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги. Мастерская кукольника (6 часов) Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились. 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии 1 час в неделю – 34 часа в год № п/п I 1 2 3 Тема урока Вид работы, изделие Планируемые результаты Предметные Метапредметные и личностные «Информационная мастерская» (3 ч.) Вспомним и обсудим повторить изученный во втором классе материал; Творческая работа. Изделие из природного дать общее представление о процессе творческой материала по деятельности человека собственному (замысел образа, подбор замыслу. материалов, реализация); сравнить творческие процессы в видах деятельности разных мастеров показать место и роль человека Знакомимся с в мире компьютеров; компьютером дать общее представление о Исследование. компьютере как техническом Компьютер – твой устройстве, его составляющих помощник Практическая работа частях и их назначении; показать логику появления Проверим себя компьютера, изучить устройство, выполняющее отдельные виды работ, совмещенные в компьютере; дать общее представление о месте и роли человека в мире компьютеров - анализировать образцы изделий с опорой на памятку; - организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; - планировать практическую работу и работать по составленному плану; - отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; - обобщать (называть) то новое, что освоено; оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. Личностные: - поддерживать мотивацию учеников к творческой деятельности в сфере техники и технологий; - поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»; - помогать ученикам в формировании целостного взгляда на мир во всем разнообразии 3 Характеристика видов деятельности наблюдать и сравнивать этапы творческих процессов; открывать новые знания и умения; решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдение и рассуждение; сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов; корректировать при необходимости конструкцию изделия, технологию его изготовления; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; знакомиться с профессиями, уважительно относится к труду мастеров. Дата культур и традиций творческой деятельности мастеров. II 4 «Мастерская скульптора» (5ч.) знакомство с понятиями наблюдать и сравнивать Как работает «скульптура»,«статуэтка»; различные рельефы, скульптуры скульптор? по сюжетам, назначению, сюжеты статуэток, назначение, Скульптуры разных материалам, технологии материалы, из которых они времен и народов изготовления изделий из изготовлены; Лепка. одинаковых материалов; средства художественной отделять известное от выразительности, которые неизвестного; использует скульптор; открывать новые знания и умения, мелкая скульптура России, решать конструкторскохудожественные промыслы; технологические задачи через отображение жизни народа в наблюдения и рассуждения, сюжетах статуэток. пробные упражнения; изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы; 5 Статуэтки. Лепка. Статуэтки по мотивам народных промыслов. Рельеф и его виды. познакомить с понятиями «рельеф» и «фактура», с Барельеф из видами рельефов; пластилина. 6 7 Как придать поверхности фактуру и объём? Шкатулка или ваза с рельефным изображением проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду дать общее представление о способах и приёмах, получения мастеров. исследовать свойства фольги, рельефных изображений; сравнивать способы обработки научить изготавливать фольги с другими изученными простейшие рельефные материалами; изображения с помощью отделять известное от приёмов лепки и различных неизвестного; приспособлений; открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через 4 Оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); - обобщать (называть) то новое, что освоено. - открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции); -обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников; -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); - бережно относиться к окружающей природе. -выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; -обобщать (называть) то новое, что освоено; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в различных источниках информации. 8-9 III 10 11 Конструируем из фольги Подвеска с цветами. Проверим себя. исследование, пробные познакомить с фольгой как упражнения; материалом для изготовления изделий, со свойствами фольги; изготавливать изделия по технологической карте; осваивать приёмы формообразования фольги; проверять изделия в действии учить изготавливать изделия из корректировать конструкцию и фольги с использованием технологию изготовления; изученных приёмов её обработки. «Мастерская рукодельницы» (7 ч.) познакомить с вышиванием как с древним видом рукоделия, видами вышивок, традиционными вышивками разных регионах России.; познакомить с использованием вышивок в современной одежде, работы вышивальщиц в старые времена и сегодня; освоить два приёма закрепления нитки на ткани в начале и в конце работе, обсудить области их применений. Строчка петельного познакомить со строчкой петельного стежка и приемами стежка ее выполнения; вариантами Сердечко из флиса строчки петельного стежка; учить узнавать ранее изученные виды строчек в изделиях; обсудить и определить назначения ручных строчек в изделиях: отделка, соединение деталей; учить самостоятельно выстраивать технологию изделия сложного швейного Вышивка и вышивание Мешочек с вышивкой крестом Самостоятельно: анализировать образцы изделий с опорой на памятку; организовать рабочие место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; наблюдать и сравнивать разные вышивки, строчку косого стежка и её вариант “Болгарский крест”; планировать практическую работу и работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; обобщать то новое, что освоено; оценивать результат своей работы и работы одноклассников; изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы; С помощью учителя: наблюдать и сравнивать приёмы выполнения строчки ”, “крестик” и строчки косого стежка, приёмы выполнения строчки петельного стежка и её вариантов; назначение изученных строчек; 5 Подбирать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. Самостоятельное составление плана работы. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Подбирать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям Составление плана работы. 12 13 14 15 изделия; познакомить с историей Пришивание пуговиц, назначением пуговиц, пуговиц Браслет с пуговицами видами пуговиц и других застежек; изучить способы и приемы пришивания пуговиц; осваивать изготовление Наши проекты. изделия сложной конструкции Подарок малышам в группах по 4-6 человек; «Волшебное дерево» учить использовать ранее полученные знания и умения по шитью, вышиванию и пришиванию пуговиц при выполнении изделия сложной конструкции; познакомить с профессиями, История швейной связанными с изготовлением машины. Секреты швейных изделий; швейной машины Бабочка из поролона и дать общее представление о назначении швейной машины, трикотажа Футляры Ключница из фетра Способы пришивания разных видов пуговиц; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через пробные упражнения; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях журналов, интернете. поддерживать мотивацию и интересы учеников к декоративноприкладным видам творчествам; знакомить с культурным наследием своего края, учить уважительно относиться к труду мастеров; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважении учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета “Технология”. бытовых и промышленных швейных машинах различного назначения; дать общее представление о разнообразных видах футляров, их назначении, конструкциях; требованиях к конструкции и материалам, из которых изготавливаются футляры; совершенствовать умение подбирать материал в зависимости от назначения изделия, изготавливать детали кроя по лекалу, обосновывать выбор ручной строчки для Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление творческой композиции в малых группах Знакомство с историей швейной машины Изучение деталей и их назначения Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. 6 1617 IV 18 19 Наши проекты. Подвеска «Снеговик» Проверим себя. Строительство и украшение дома Изба из гофрированного картона Объём и объёмные формы. Развёртка Моделирование сшивания деталей, пришивать бусину. учить подбирать размеры Самостоятельная работа по изготавливаемых изделий в составленному плану. зависимости от места их использования «Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов» (11 ч.) Самостоятельно: дать общее представление о Упражнение в пользовании - анализировать образцы изделий шилом, прокалывание разнообразии строений и их по памятке, понимать назначении; отверстий шилом. поставленную цель; дать общее представление о Использование ранее - организовывать рабочее место требованиях к конструкции и освоенных способов разметки и для работы с бумагой и картоном материалам строений в соединения деталей. (рационально размещать зависимости от их Составление плана работы. материалы и инструменты); функционального назначения, Работа по технологической - осуществлять контроль по о строительных материалах карте. шаблону, линейке, угольнику. прошлого и современности, о С помощью учителя: декоре сооружений; -сравнивать конструктивные освоение технологии особенности схожих изделий и обработки гофрокартона; использование цвета и фактуры технологии их изготовления - классифицировать изделия и гофрокартона для имитации машины (по конструкции, конструктивных и назначению, функциям); декоративных элементов - стимулировать интерес к сооружений. практической геометрии, познакомить учащихся с Пробные упражнения разнообразием форм объемных декоративно-прикладным видам изготовления развертки творчества; упаковок, с чертежами самостоятельно. - поощрять проявление внимания разверток; Составление плана работы. к другим, стремление делать учить читать развертки Работа по технологической подарки и совершать прямоугольной призмы, карте. нравственные поступки; соотносить детали и Проверка конструкции в поддерживать высокий уровень обозначения на чертеже, действии. самооценки размечать развертки по их Внесение коррективов. чертежам, собирать призму из разверток; совершенствовать умения узнавать и называть изученные 7 линии чертежа, подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор 20 21 22 учить соотносить коробку с ее Подарочные разверткой, узнавать коробку упаковки по ее развертке, использовать Коробочка для известные знания и умения в подарка новых ситуациях - оформление подарочных коробок; совершенствовать умение подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор, использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей; развивать воображение, пространственные представления. дать общее представление Декорирование (украшение) готовых декора в изделиях; освоить приемы оклеивания форм Украшение коробочки коробки и ее крышки тканью; учить использовать ранее для подарка изученные способы отделки, художественные приемы и техники для декорирования подарочных коробок. Конструирование из дать общее представление о понятиях «модель», «машина»; сложных развёрток учить читать сложные чертежи; Машина совершенствовать умение соотносить детали изделия с их развертками, узнавать коробку - отделять известное от неизвестного; - открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные механизмы, соединительные материалы) - делать выводы о наблюдаемых явлениях; - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; - отбирать необходимые материалы для изделий; Пробные упражнения по изготовлению подарочной упаковки. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. -оценивать результат своей деятельности - уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. 8 Разметка деталей по сетке. Внесение элементов творческого декора Самостоятельная работа Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. по ее развертке, выполнять разметку деталей по чертежам; учить изготавливать подвижные узлы модели машины, собирать сложные узлы; совершенствовать умение подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор, использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей; закреплять умение работать со словарем; развивать воображение, пространственные представления. 23 Модели и конструкции Моделирование из конструктора 24 Наши проекты. Парад военной техники (конкурс технических достижений) 25 Наша родная армия расширять представления о Открытка «Звезда» к российских вооруженных силах, о родах войск; 23 февраля осваивать изготовление изделий сложной конструкции в группах по 4-6 человек; учится использовать ранее полученные знания по работе с наборами типа «конструктор» при выполнении изделий сложной конструкции; учиться выстраивать технологию изготовления сложного комбинированного изделия. повторить геометрические знании об окружности, круге, защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др. осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.); -сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению; -работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество; обобщать (называть) то новое, что освоено. -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относится к военным и их труду и службе в вооруженных силах; пробуждать патриотические чувства гордости за свою страну и 9 Составление плана работы. Работа по технологической карте. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Работа в группах по 4-6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций Обсуждение результатов коллективной работы. радиусе и окружности, познакомить с понятием диаметр и окружность; научить делить круг на пять частей, изготавливать пятиконечные звезды познакомить с понятием «декоративно-прикладное искусство», художественными техниками – филигранью и квиллингом, профессией художника-декоратора; освоить прием получения бумажных деталей, имитирующих филигрань, придание разных форм готовым деталям квиллинга; ее профессиональных защитниках; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». познакомить с художественной техникой изонить, осваивать приемы изготовления изделий в художественной технике изонить; совершенствовать умения подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор; развивать воображение, дизайнерские качества. Самостоятельно: анализировать образцы изделия с опорой на памятку; организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; планировать практическую работу и работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схему; 26 Художникдекоратор. Филигрань и квиллинг Цветок к 8 марта 27 Изонить Весенняя птица 2829 познакомить с материалом Художественные техники из креповой креповая бумага, провести исследования по изучению бумаги свойств креповой бумаги; Работа с опорой на технологические карты. побуждать и поддерживать интерес к декоративноприкладным видам искусства, уважительно относится к людям 10 наблюдать, обсуждать конструктивные особенности, материалы и технологию изготовления изделия; проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; Подбор материалов для композиции Самостоятельная творческая Цветок в вазе Проверим себя. V 30 31 осваивать приемы изготовления изделий из креповой бумаги; совершенствовать умения подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор; развивать воображение, дизайнерские качества соответствующих профессий; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». деятельность «Мастерская кукольника» (4ч.) Что такое игрушка? познакомить с историей Игрушка из прищепки игрушки, обсудить особенности Самостоятельно: анализировать образцы изделия с современных игрушек, опорой на памятку; повторить и расширить знания о организовывать рабочее место в традиционных игрушечных зависимости от конструктивных промыслах России; особенностей изделия; учить использовать знакомые изготавливать изделие с опорой на бытовые предметы для чертежи, рисунки и схемы; изготовления оригинальных обобщать то новое, что освоено; изделий; оценивать результат своей работы грамотно использовать и работы одноклассников. известные знания и умения для выполнения творческих заданий; Театральные куклы. познакомить с основными видами кукол для кукольных Марионетки театров, с конструктивными особенностями куколмарионеток; учить изготавливать куклымарионетки простейшей конструкции на основе имеющихся у школьников конструкторскотехнологических знаний и умений С помощью учителя: наблюдать и сравнивать народные и современные игрушки, театральные куклы, их место изготовления, назначение, конструктивно-художественные особенности, материалы и технологии изготовления; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско11 Разметка на глаз и по шаблонам. Точечное клеевое соединение деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Чтение чертежа. Составление плана работы. Работа по технологической карте. 32 Игрушка из носка 3334 Кукла-неваляшка Проверим себя технологические задачи через пробные упражнения; познакомить с возможностями изготавливать изделие с опорой на вторичного использования чертежи, рисунки и схемы; предметов одежды; проверять изделия в действии, совершенствовать умения корректировать конструкцию и решать конструкторскотехнологию изготовления; технологические проблемы на основе имеющегося запаса искать информацию в знаний и умений, подбирать Приложении учебника, книгах, материалы и инструменты для энциклопедиях журналов, выполнения предложенного интернете; изделия, обосновывать свой обсуждать и оценивать свои выбор; знания, искать ответы в учебнике развивать воображение, и других источниках информации. творческие конструкторско побуждать и поддерживать технологические способности, интерес к декоративнодизайнерские качества прикладным видам искусства, уважительно относится к людям познакомить с конструктивными соответствующих профессий; особенностями изделий типа поддерживать и стимулировать неваляшки; высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим познакомить с возможностями знаниям и умениям в рамках использования вторсырья; учебного предмета «Технология». совершенствовать умения решать конструкторскотехнологические проблемы на основе имеющегося запаса знаний и умений, подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор; развивать воображение, творческие конструкторскотехнологические способности, дизайнерские качества. 12 Сравнение образцов. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность. Использование бросового материала Работа с разными материалами Творческая деятельность 13