Изо

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на
основе требований ФГОС НОО, авторской программы Н.А. Горяевой, Л. А. Неменской.
Цели и задачи: решаемые при реализации рабочей программы:
-развитие
способности
к
эмоционально-целостному
восприятию
произведений
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру;
-освоение первичных знаний о мире классических искусств: изобразительном, декоративноприкладном, архитектуре, дизайне; о форме их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств,
любви к природе, Родине.
Распределение часов по темам:
Искусство в твоем доме -8 ч.
Искусство на улицах твоего города – 7 ч.
Художник и зрелище – 10 ч.
Художник и музей – 9 ч.
Итого: 34 часа.






Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как
связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок
в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений:
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна
интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет
грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно
обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены.

Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 час в неделю – 34 часа в год
№
п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности
обучающихся.
Формы контроля

Требования к уровню
подготовки обучающихся

1. Искусство в твоем доме (8 ч.)

1

2
3

4

5

6

Воплощение замысла в
искусстве. Свободное
рисование “Мое впечатления о
лете”
Твои игрушки. Изготовление
игрушек из пластилина, глины.
Посуда у тебя дома.
Изображение праздничного
сервиза при помощи гуаши на
листе бумаги.
Мамин платок Цвет и ритм
узора. Изготовление рисунка
« Платок для своей мамы»

Обои и шторы у тебя дома
Рисование с помощью
трафарета.
Иллюстрация твоей книжки.

Альбом, цв. карандаши,
пастель, акварель, кисти.
Пластилин, стеки, дощечка.
Альбом, гуашь, кисти.

Альбом, цв. карандаши,
пастель, акварель, кисти.
Б.Кустодиев «Купчиха».
«Ярмарка»
Л.Малеев «Рязанские
девочки»
В.Суриков «Сибирская
красавица»
Альбом, гуашь, акварель,
кисти, трафарет.
Альбом, цв. карандаши,
2

Характеризовать и
эстетически оценивать разные
виды предметов ДПИ,
материалы из которых они
сделаны.
Понимать и объяснять
единство материала, формы и
внешнего оформления
воспринимаемых объектов.
Выявлять конструктивный
образ и характер декора в
данных образцах, работу
Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения,
рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять
образное содержание
конструкции и декора предмета.
Обретать опыт творчества и
художественно-практические
навыки в создании эскизов
изучаемых предметов.

Личностные:
- формирование социальной
роли ученика;
- формирование
положительного отношения к
учению;
- представления о ценности
природного мира для
практической деятельности
человека
развитие готовности к
сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения
в школьном коллективе;
- ориентация на понимание
причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного
и доброжелательного
отношения к труду
сверстников. Умение
радоваться успехам
одноклассников;

Иллюстрирование русских
народных потешек.

7

8

9

10

11
12

13

14

пастель, акварель, кисти.
М.Врубель «Пан»,
.Васнецов «Алёнушка»
Н.Рерих «Заморские гости»
Труд художника для твоего
Альбом, цв. карандаши,
дома. Изображение при помощи пастель, акварель, кисти.
рисунка самой красивой вещи в
доме.
Поздравительная открытка.
Картон, акварель, кисти.
Эскиз (по растительным
мотивам). Декоративная
закладка.
2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
Памятники архитектуры.
Альбом, цв. карандаши,
Учиться видеть
Изображение на листе бумаги
пастель.
архитектурный образ, образ
проекта красивого здания.
городской среды.
Воспринимать и оценивать
Парки, скверы, бульвары.
Альбом, цв. карандаши,
эстетические достоинства
Изображение на листе бумаги
пастель, акварель, кисти.
архитектурных построек
парка, сквера.
разных времён, городских
Ажурные ограды. Изготовление Бумага, ножницы, клей.
украшений. Понимать их
из бумаги ажурных оград.
значение. Сравнивать их
Волшебные фонари.
Тушь, палочка, перья.
между собой, анализировать,
Изготовление проекта фонаря
выявляя в них общее и
при помощи туши и палочки.
особенное. Овладевать
Витрины. Изготовление
Бумага, ножницы, клей.
композиционными и
плоского эскиза витрины
оформительскими навыками
способом аппликации.
при создании образа витрины.

- формирование чувства
прекрасного на основе
знакомства с художественной
культурой;
- умение видеть красоту труда
и творчества.
формирование широкой
мотивационной основы
творческой деятельности;
- формирование потребности в
реализации основ правильного
поведения в поступках и
деятельности;

Удивительный транспорт.
Изготовление проекта
фантастической машины ,
используя восковые мелки.

Познавательные:
Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью

Альбом, цв. карандаши,
пастель, восковые мелки.

3

Фантазировать, создавать
творческие проекты
фантастических машин.
Обрести новые навыки в

Регулятивные:
Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
Учиться совместно с учителем
и другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.

15

16

17
18
19

20

21
22

23

24

25

Труд художника на улицах
твоего села.

Бумага, ножницы, клей.

3. Художник и зрелище (10 ч.)
Художник в цирке.
Альбом, гуашь, кисти.
Изображение с использованием
гуаши самого интересного в
цирке.
Образ театрального героя.
Альбом, цв. карандаши,
Изготовление эскиза куклы
акварель, кисти.
Театральные маски.
Альбом, цв. карандаши,
Изготовление эскиза маски
акварель, кисти.
Театр кукол. Изготовление
Ткань , нитки, иголка,
головы куклы
бросовые материалы, клей,
пуговицы.
Театр кукол. Изготовление
Ткань , нитки, иголка,
костюма куклы
бросовые материалы, клей,
пуговицы.
Художник в театре.
Альбом, цв. карандаши,
Изготовление эскиза декораций акварель, кисти.
Художник в театре.
Ткань , нитки, иголка,
Изготовление макетов
бросовые материалы, клей,
декораций.
пуговицы.
Афиша и плакат. Изготовление Альбом, цв. карандаши,
эскиза плаката-афиши к
пастель, акварель, кисти.
спектаклю.
Праздник в селе. Изготовление Альбом, цв. карандаши,
плаката к празднованию в селе. акварель, кисти.
Место художника в зрелищных
искусствах.

Бумага, ножницы, клей,
вырезки из журналов.
4. Художник и музей (9 ч.)
4

конструировании из бумаги.
Участвовать в
образовательной игре в
качестве экскурсоводов.
Понимать и объяснять
важную роль художника в
цирке, театре. Учиться
изображать яркое, весёлое,
подвижное. Сравнивать
объекты, видеть в них
интересные выразительные
решения.
Иметь представление о
разных видах театральных
кукол, масок, афиши, их
истории.
Овладевать навыками
коллективного
художественного творчества.
Осваивать навыки
локаничного декоративнообобщённого изображения.
Создавать яркие
выразительные проекты.
Участвовать в
театрализованном
представлении или весёлом
карнавале.

учителя.
Делать предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке.
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Сравнивать и группировать
произведения
изобразительного искусства
(по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию
из одной формы в другую на
основе заданных в учебнике и
рабочей тетради алгоритмов
самостоятельно выполнять
творческие задания.
Коммуникативные:
Уметь пользоваться языком
изобразительного искусства:
донести свою позицию до
собеседника;

26

Музей в жизни города
Изготовление проекта
интерьера музея.

27

Картина-натюрморт
Изображение предметов
объемной формы.

28
29

Рисование натюрморта.
Рисование пейзажа.

30

Картина-портрет,
рассматривание иллюстраций в
учебнике. Рисование портрета.

31

Картины исторические и
бытовые. Рисование на тему

Альбом, цв. карандаши,
пастель, акварель, кисти.
Изображения музеев искусств.
Третьяковская галерея,
Эрмитаж,
Музей изобразительных
искусств им. Пушкина,
Русский музей
Альбом, цв. карандаши,
пастель, акварель, кисти.
А. Матисс «Синий горшок и
лимон»
И.Репин «Яблоки и листья»
И.Шишкин «Мухоморы.
Этюд»
В. Ван Гог «Подсолнухи»
Бумага, гуашь, кисть
Альбом, гуашь, кисти.
В.Серов «Вечерний звон»
И.Шишкин «Лес зимой»
В.Поленов «Московский
дворик»
В.Суриков «Взятие
снежного городка»
К. Юон, Б.Кустодиев
Альбом, цв. карандаши,
пастель, акварель, кисти.
А. Веницианов «Захарка»,
И. Серов «Девочка с
персиками»
Рембранд «Сын Титус за
чтением»
Альбом, цв. карандаши,
пастель, акварель, кисти.
5

Понимать и объяснять роль
художественного музея и музея
ДПИ, их исторического
значения.
Иметь представление о
разных видах музеев и роли
художника в создании их
экспозиций.
Называть самые значительные
музеи России. Иметь
представление о разных
жанрах изобразительного
искусства.
Рассуждать о творческой
работе зрителя, о своём опыте
восприятия произведений
изобразительного искусства.
Знать имена крупнейших
художников.
Развивать живописные и
композиционные навыки.
Рассуждать, эстетически
относиться к произведению
скульптуры, объяснять
значение окружающего
пространства для восприятия
скульптуры, роль скульптурных
памятников. Называть виды
скульптуры, материалы,
которыми работает скульптор.
Называть несколько знакомых
памятников и их авторов, уметь
рассуждать о созданных
образах.

оформить свою мысль в устной
и письменной форме (на
уровне одного предложения
или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать
высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и
пересказывать содержание
текста.
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения
в школе и на уроках
изобразительного искусства и
следовать им.
Учиться согласованно работать
в группе:
учиться планировать работу в
группе;
учиться распределять работу
между участниками проекта;
понимать общую задачу
проекта и точно выполнять
свою часть работы;
уметь выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Овладевать приёмами поиска и
использования информации,
работы с доступными
электронными ресурсами.
Предметные:
Конструирование и лепка.
Рисование с натуры и
представлению

32

33

”Мы играем”.
Скульптура в музее и на улице.
Изготовление проекта
скульптуры из пластилина.
Музеи народного декоративноприкладного искусства.

34

Обобщение темы раздела.
Подготовка к выставке

34 ч.

ИТОГО

Пластилин, стеки, дощечка.
А.Дейнека «Лыжники»,
«Коньки»,
Альбом, цв. карандаши,
пастель, гуашь, кисти.
Детские работы

6

Лепить фигуру человека или
животного.

Построение ритма, выбор
изобразительных мотивов, их
превращение в орнамент.
Работа с акварелью и гуашью;
художественная роспись
платков, их разнообразие,
орнамент
Конструирование из цветной и
белой бумаги
Конструктивное строение:
объемное изображение фигур
Выполнение эскизов.
Работа акварелью, гуашью, в
смешанной технике (фон –
пейзаж, аппликация;
макетирование,
конструирование).
Декоративно-прикладное
творчество.

Приложение
Контрольно-измерительные материалы по предмету
Проверочные работы игры и упражнения на уроках рисования с натуры, по
памяти и по представлению в 3 классе.
Упражнение «Составь натюрморт».
Цель: формировать композиционные навыки, развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы шаблонов различных предметов (разные по цветовой гамме и
размеру).
Содержание: Учащиеся должны составить натюрморт из данных предметов вспоминая правила
композиции.
Карточки
В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо? Какими средствами
художник достигает этого? Определи линию горизонта.
Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?
Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка,
отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки (зарисовки, наброски,
эскизы).
Назови русских художников, написавших картины (или фрагменты ), которые представлены. (П.А.
Федотов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров ).
Назови виды графики (плакат, книжная иллюстрация, станковая графика).
Как называются эти натюрморты? Кто их авторы? В какую эпоху каждый из них был создан?
Вопросы
Что такое конструкция предмета?
Что такое пропорции предмета?
Приведите примеры плоских и объёмных предметов. Перечисли геометрические тела, имеющие
объемную форму?
С помощью каких художественных средств можно передать объём предметов в рисунке?
Что такое колорит? Что может передать художник с помощью колорита?
Какие картины с холодным колоритом ты знаешь? (с теплым ) Кто их авторы?
Как ты понимаешь, что такое композиция?
Расскажи, что знаешь о набросках и зарисовках .Какими художественными материалами
выполняют наброски и зарисовки?
Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?
Что ты знаешь об анималистическом жанре? Назови художников-анималистов и их произведения:
картины, рисунки, скульптуры.
Викторины
1. Какие картины можно отнести к следующим жанрам *:
- анималистический _______________________________________________
- портрет_________________________________________________________
- пейзаж _________________________________________________________
- натюрморт ______________________________________________________
- сюжетно-тематическая картина _____________________________________
2. Ответь на вопросы :
- Какие разновидности портрета ты можешь назвать?_____________________
___________________________________________________________________
- Какие ты знаешь разновидности пейзажного жанра? _____________________
7

____________________________________________________________________
- Каких русских художников-пейзажистов ты знаешь?_______________________
_____________________________________________________________________
- Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?_____
_____________________________________________________________________
3. Назови своего любимого художника и любимый жанр.
4. Реши кроссворд.
Если ты правильно разгадаешь кроссворд по горизонтали, то по вертикали получишь
универсальное слово, объединяющие все отгаданные тобой. (Жанр.)
1. Жанр, в котором главный герой – природа. (Пейзаж.)
2. Самый древний жанр. (Анималистический.)
3. Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёрсамолет» (Васнецов.)
4. Художник, изображающий море. (Маринист.)
Проверочные работы игры и упражнения на уроках тематического рисования.
Упражнение «Вспомни сказку»
Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать
данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.
Рисунок на тему.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: Используется несколько картин пейзажного жанра на различную тему. Ученики
должны выбрать картину близкую им по духу нарисовать свой пейзаж.
Вопросы:
 Что такое композиция в изобразительном искусстве?
 Расскажите о последовательности рисования на тему?
 Что такое иллюстрация к сказке?
 Как найти главный сюжет в сказке?
 Что значит рисовать на тему?
 Каких русских художников- пейзажистов ты знаешь?
 Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?
 Рисование на тему « Пусть всегда будет солнце»
Карточки
В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо? Какими
средствами художник достигает этого? Определи линию горизонта.
Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?
Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка,
отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки. (зарисовки,
наброски, эскизы).
Проверочные работы игры и упражнения на уроках декоративного рисования.
Упражнение «Лесная сказка »
8

Упражнение выполняется при рисовании эскизов оформления декоративной тарелки с узором из
ягод в круге на тему «Лесная сказка».
Цепь: воспитывать у учащихся чувство цветовой гармонии и художественный вкус.
Содержание: используем цветовой круг. Учитель повторяет с детьми пары гармонично
сочетающихся цветов, указывая на них стрелками в цветовом круге. Начинаем расписывать
тарелки варианты: «Лето», «После дождя», «Вечерний».
Вопросы:
Что такое орнамент?
Какие бывают орнаменты?
Какие вы знаете народные промыслы?
Какие изделия гжельских мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для Гжельской росписи?
Какие цвета используются в Гжельской росписи?
Что вы знаете о Дымковской игрушке, Филимоновской игрушке? Какие цвета и какие элементы
росписи использует художник?
Какие изделия Городецких мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для Городецкой росписи?
Какие цвета используются в Городецкой росписи?
Что такое аппликация?
Проверочные работы игры и упражнения во время бесед об изобразительном искусстве и
красоте вокруг нас
Игра «В музее Осени»
Цель: развивать у детей наблюдательность и зрительную память; воспитывать интерес к
произведениям изобразительного искусства.
Дидактический материал: 5-6 репродукций осенних пейзажей, неизвестных учащимся.
Содержание: один из учеников выбирает картину и рассказывает про нее другому ученику, а он
должен будет ее найти среди других картин.
Игра «Художники и их картины»
Цель: закрепить знания учащихся о картинах известных художников; воспитывать интерес к ИЗО.
Дидактический материал: репродукции с изображениями художников И. И. Левитана, И.И.
Шишкина, В.М. Васнецова, И. Машкова, Н, Романдин и их репродукции.
Содержание: Портреты каких художников представлены на классной доске? После того как все
художники узнаны рядом ищем и вывешиваем их картины.
Карточки
Перечисли виды изобразительного искусства.
Какими красками могут создаваться произведения живописи?
Какая техника живописи тебе нравится? Почему?
Какие произведения графики ты знаешь?
В каких художественных материалах могут выполняться произведения графики?
Что ты знаешь о скульптуре? Из каких материалов выполняется скульптура?
С какими видами архитектуры ты познакомился?
Наша столица? Назови художников и их картины изображающих столицу?
Тема матери в творчестве художников.
Какая из картин, изображающих родную природу, тебе ближе всего по настроению?
Расскажи о ней.
Кто из известных тебе художников изображал море? Назови их картины.
Как называют художников изображающие море?
Какие художественные музеи ты знаешь?

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)532-05-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».